На пресс-конференции «Социальные стандарты в области здравоохранения», которая состоялась вчера в Москве, ответственный секретарь межрегиональной общественной правозащитной организации «Комитет за гражданские права» Валерий Габисов назвал нарушения прав пациентов в России повсеместным явлением.
"Если правительство не хочет социального взрыва, необходимо срочно усилить контроль за сферой здравоохранения со стороны гражданского общества», - отметил он.
По словам Валерия Габисова, вертикаль власти в российской системе здравоохранения не работает, вместо нее существуют 86 отдельных территориальных министерств.
Около 20% обращений в Комитет за гражданские права составляют жалобы пациентов. «В основном они касаются вопросов непредоставления медуслуг, невыполнения гособязательств по льготному обеспечению лекарствами, а также разного рода нарушений прав инвалидов в лечебных учреждениях», - добавила руководитель службы защиты прав пациентов комитета Любовь Кравцова.
Она отметила, что в социальные стандарты оказания медпомощи должны быть внесены госгарантии по снабжению мест скопления людей (вокзалов, аэропортов, школ, спортивных центров, метро) реанимационным оборудованием - дефибрилляторами и другой аппаратурой. Недостаточен и медико-экономический норматив, предписывающий участковому врачу ограничить прием пациента 12 минутами. Повсеместно не работает постановление Минздравсоцразвития, позволяющее при комиссионном решении выписывать пациентам препараты, не включенные в обязательный перечень госгарантий, даже если назначение делает специалист профильного медицинского НИИ.
Мониторинг, проведенный комитетом, показывает, что в большинстве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для пациентов остается малодоступной информация о месте и времени приема больных и их родственников главврачом клиники и сотрудниками контролирующей организации. Особенно часто нарушаются права инвалидов.
В последние месяцы комитет проверил работу 1-го и 2-го московских госпиталей для ветеранов войн и отметил, что в этих ЛПУ нет ни палат, ни душевых комнат для инвалидов-колясочников. "Да и помоют ветерана, если за ним не ухаживают родственники, всего несколько раз в году, - заявила руководитель службы мониторинга комитета Людмила Семененко. - На все наши вопросы по поводу отсутствия санитарных или постирочных комнат, информации об обязанностях медсестер, поручней для инвалидов в душе руководители ЛПУ и департамента здравоохранения Москвы отвечают: "Не предусмотрено".
Проблемой для ветеранов стала возможность бесплатной телефонной связи. По три минуты ветеран может поговорить по телефону с поста медсестры либо рано утром, либо поздно вечером, когда в вышестоящей организации чиновников уже нет на работе. В течение всего дня ветераны могут бесплатно звонить только 9 мая.
Крайне сложно решаются для пациентов-инвалидов вопросы, связанные с заказом протезов и наличием колясок для передвижения по коридорам госпиталей. Руководство организаций, входящих в систему здравоохранения Москвы, на все запросы правозащитников и их попытки контролировать права пациентов реагирует раздраженно, ограничивает допуск правозащитников в ЛПУ. Многочисленные жалобы пациентов показывают, что гражданам России, по словам Валерия Габисова, "медицинские услуги нужно выбивать с боем".
Что же касается открытости и прозрачности в медицине, то в этом смысле, как подчеркивают правозащитники, даже МВД даст фору Минздравсоцразвития. 24.12.2008 / ИРИНА ВЛАСОВА Материал опубликован в "Газете" №246 от 25.12.2008г.
|