Эволюционные психологи предполагают, что развитию интеллекта и альтруизма у наших предков во многом способствовал половой отбор — более умные, добрые и щедрые индивидуумы выглядели более привлекательными в глазах особей противоположного пола. Теория предсказывает, что половой отбор мог также привести к развитию специальных средств для рекламы этих качеств. Новые экспериментальные данные подтверждают гипотезу о том, что чувство юмора и чрезмерный уровень потребления (транжирство) могли развиться как адаптации «рекламного» характера.
Постоянные читатели «Элементов» уже знакомы с идеей о том, что некоторые важные особенности человеческой психики могли возникнуть под действием полового отбора (см. sexual selection) — либо как качества, обладающие непосредственной ценностью для потенциального полового партнера (например, доброта и интеллект), либо как наглядные средства демонстрации (рекламы) искомых качеств. Одним из примеров таких «рекламных» адаптаций, возможно, являются избыточные лингвистические способности человека — это подтверждается, в частности, тем, что при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова («Элементы», 29.09.2008).
По мнению ряда эволюционных психологов, чувство юмора и щедрость тоже, как и использование «умных» слов, являются аналогами павлиньего хвоста у человека. В последнем выпуске журнала «Evolutionary Psychology» опубликованы две статьи, посвященные экспериментальной проверке некоторых следствий, вытекающих из этого предположения. Статьи не содержат в себе окончательных доказательств — речь идет только о тестировании проверяемых следствий. В обоих случаях сохраняется вероятность того, что обнаруженные эффекты и корреляции могут иметь иное объяснение, отличное от исходных эволюционно-психологических гипотез. Тем не менее это важный шаг к эволюционному пониманию щедрости и юмора.
|