Дактилоскопия — метод установления личности по отпечаткам пальцев человека — применяется в криминалистике уже более ста лет. Сегодня для анализа такого рода улик используются частицы оксида железа; при нанесении на поверхность, которой касался подозреваемый, они связываются с микроскопическими включениями минералов, масел и воды и выявляют папиллярный узор. Дэвид Рассел (David Russell) и Помпи Хазарика (Pompi Hazarika) из Университета Восточной Англии нашли способ видоизменить существующую технологию: они предлагают присоединять магнитные частицы оксида к антителам, после чего растворять полученный препарат и обрабатывать им отпечаток.
Если на поверхности обнаруживается то химическое вещество, с которым борется данный вариант антител, молекулы препарата прикрепляются к своей цели и начинают испускать излучение определенного диапазона. Исследователи уже научились распознавать в отпечатках следы пяти различных наркотиков: марихуаны, кокаина, никотина, метадона и его производного. По словам ученых, таким же образом можно регистрировать и другие наркотики (в частности, все остальные опиаты).
Еще более интересным представляется использование этой технологии для определения состояния здоровья человека: известно, что с развитием рака, диабета, заболеваний сердца и многих других серьезных недугов химический состав пота изменяется, а антитела могут обнаруживать специфические для каждой из болезней вещества. Новый способ позволяет также раскрыть некоторые внешние обстоятельства дела: так, если обвиняемый стрелял из автоматического оружия или держал в руках взрывчатые вещества, следы химикатов сохраняются у него на ладонях — и на тех поверхностях, к которым он прикасался. У следователей, как видим, появляется возможность сузить круг подозреваемых, у адвокатов и обвинителей — веские аргументы «за» или «против» той или иой версии на суде.
Сроки выхода новой технологии на рынок и точную стоимость проведения анализов по такой системе исследователи назвать не берутся. «Цена будет не слишком высока; впрочем, обычный магнитный порошок все равно окажется дешевле», — признается профессор Рассел.
|