Британская телекомпания Sky 10 декабря транслировала фильм «Right To Die?» («Право на смерть?»), документирующий самоубийство смертельно больного профессора Крэйга Эверта (Craig Ewert) в предназначенной для этих целей швейцарской клинике Dignitas. Фильм был снят канадским режиссером, обладателем премии «Оскар» Джоном Зарицки (John Zaritsky). Дебаты об этичности такой трансляции начались еще до эфира, сейчас они продолжаются с новой силой.
59-летний Эверт, бывший американский профессор, после ухода на пенсию переехавший в британский город Хэрроугейт, графство Северный Йоркшир, страдал быстро прогрессирующим заболеванием моторных нейронов с апреля 2006 года. За несколько месяцев болезнь вызвала полный паралич туловища и конечностей, и он был переведен на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). Не приняв своего состояния, Эверт решил воспользоваться услугами швейцарской клиники Dignitas, которая предоставляет смертельно больным возможность совершить самоубийство. 26 сентября 2006 года в присутствии своей жены Мэри он выпил смертельную дозу фенобарбитала и с помощью специального устройства зубами отключил аппарат ИВЛ, что привело к безболезненной смерти через 45 минут. В течение всего процесса приглашенная съемочная бригада вела видеозапись. Перед тем, как совершить самоубийство, Эверт произнес перед камерой небольшую речь, где сказал, что не хочет умирать, однако, поскольку смерть все равно близка, он хочет избавить от мучений себя и свою семью.
В развернувшейся на почве трансляции фильма полемике приняли участие политики, медики и журналисты.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун считает, что нельзя допустить ситуацию, в которой больной или пожилой человек станет рассматривать возможность совершения самоубийства под давлением общества или СМИ. Браун также подчеркнул, что всегда был против принятия закона, разрешающего содействие в добровольном уходе из жизни. Он выразил надежду, что телекомпания осознает ответственность перед аудиторией и проявит максимальную осторожность в подаче такой противоречивой темы, избежав раздувания нездоровых сенсаций.
Директор общества противников эвтаназии Care Not Killing Питер Сондерс (Peter Saunders) высказался более категорично, назвав передачу циничной попыткой подъема телевизионных рейтингов. Он считает, что подобные съемки «убеждают людей в существовании жизни, которая не стоит того, чтобы жить».
Представитель надзорного органа Mediawatch-UK Джон Бейер (John Beyer) добавил к вышесказанному, что сомневается в оправданности трансляции настоящей человеческой смерти по телевидению, а основное опасение вызывает неблаготворное влияние подобных показов на зрителя.
Точку зрения противников трансляции разделяют далеко не все. Супруга Эверта Мэри (Mary Ewert) заявила, что, по мнению ее мужа, он имел право закончить свою жизнь в определенный им самим день, вместо того, чтобы продлевать страдания себе и близким. Она также добавила, что в желании осуществить видеосъемку этого события проявилась преподавательская сущность ее мужа: он хотел, чтобы люди получили объективную информацию о смерти и осознали значимость связанных с ней вопросов.
Единодушную позитивную оценку фильму дали в своих публикациях бывший руководитель Медицинского департамента ООН и бывший член правления Общества добровольной эвтаназии Майкл Ирвин (Michael Irwin), репортер Sky News Урсула Эррингтон (Ursula Errington) и ряд журналистов ведущих британских изданий. Они признали, что фильм снят сильно, достойно, тактично и достаточно эмоционально, но без гротеска, безвкусицы, лишних сантиментов и эксплуатации человеческой смерти. По коллективному мнению, документальная лента, с одной стороны, является поводом задуматься о возможности подобной ситуации в жизни каждого и необходимости иметь свою позицию по этому поводу. С другой стороны, она несет ту самую объективную информацию, которую хотели дать зрителю Крэйг и Мэри Эверт. Кроме того, как следует из публикаций, фильм стал отличным примером силы духа обоих супругов, а также их детей. Авторы особо подчеркивают важность того факта, что съемка и трансляция проводились с полного согласия всей семьи Эверт.
Барбара Гиббон (Barbara Gibbon), возглавляющая телеканал Sky Real Lives, аргументирует оправданность трансляции тем, что в настоящее время вопрос о праве человека на решение об уходе из жизни стоит особенно остро. В связи с этим сейчас как никогда необходимо предоставить объективную информацию по этому вопросу как сторонникам, так и противникам добровольной эвтаназии.
Примечательно, что фильм Зарицки (тогда он назывался «The Suicide Tourist» - «Турист-самоубийца») уже был неоднократно показан на кинофестивалях в разных странах и транслировался в прошлом году по канадскому телевидению, но таких бурных дебатов, как в Великобритании, не вызвал.
Как бы там ни было, шумиха, вызванная его трансляцией на британском телеканале, не сможет не привлечь дополнительное внимание к вопросам о правомерности эвтаназии в целом. Она также явится дополнительной рекламой клиники Dignitas, хотя, разумеется, такой цели перед создателями и вдохновителями фильма не стояло.
Олег Лищук
|