Специалисты: общество и время повышают требования к детям, и поэтому слабые места проявляются раньше
Бомбой, заложенной под общество, называет председатель объединения детско-подростковых служб (в структуре Министерства по делам семьи и детей – прим. перев.) Hans Kamps эксплозивный рост количества проблемных подростков. Он предупреждает об опасности появления ''дна общества'', и этого нельзя игнорировать.
Неужели же все так плохо с молодежью? И если проблемы существуют, что все-таки происходит на самом деле? Опрос специалистов в практике помощи подросткам и среди педагогов показывает, что специалисты согласны с мнением Kamps: ''в последние годы действительно количество запросов по поводу оказания помощи детям и подросткам растет на 10-25% ежегодно. На листах ожидания помощи стоят более 10.000 проблемных детей или детей в трудных жизненных обстоятельствах. Растет количество детей, которых необходимо изъять из семей; растет количество детей, неспособных закончить среднее профессиональное образование; растет количество бездомных детей''.
Такое развитие событий вызывает беспокойство, - продолжает Kamps. ''Мы все время говорим об экономике знаний. Но посмотрите на цифры: ежегодно 15 тысяч молодых людей уходят на пособия, как неспособные к трудовой деятельности. Еще 5 тысяч ежегодно попадают в поле зрения подростковых служб по работе с неблагополучными детьми, 10 тысяч - попадает в поле зрения детско-подростковых служб психического здоровья; 50 тысяч ежегодно не способны получить диплом об окончании школы. Я уже не говорю о 110 тысячах детей, которые ежегодно становятся жертвами жестокого отношения и злоупотреблений, и о 7 тысячах бездомных подростков''.
''Разумеется, между этими группами есть наложения. Но постепенно все меньше молодых людей оказываются пригодными для экономики знаний. Это огромная проблема, и ее нельзя недооценивать''. Сейчас специалисты предупреждают власти: общество стало намного сложнее, и многим детям стало трудно в него вписаться.
Профессор детской и подростковой психиатрии из Роттердамского университета Frank Verhulst уже не первый год ведет исследования эмоциональных расстройств и поведенческих проблем у детей и подростков. Он также сообщает об огромном росте количества запросов на помощь в области психического здоровья и рост количества молодых людей, получающих пособие в связи с психическими ограничениями. Они не соответствуют современным требованиям к работнику, они не способны работать ''в команде'', и еще много других НЕ.
Но из его исследования также следует, что ''в последние 20 лет не отмечается роста случаев психических расстройств. То есть хуже с молодежью не стало. С другой стороны, мы, конечно, сейчас требуем от наших детей больше, а потому слабые места проявляются раньше. СДВГ проявляется только тогда, когда требуется смирно сидеть за партой в школе, а не когда ребенок бегает и играет на улице''.
''Если ребенок ведет себя не так, как другие дети, это значительно раньше бросается в глаза'', - замечает Gerard Gruppen, много лет работающий в Амстердамской службе помощи подросткам. ''Раньше, если у ребенка была дислексия, никого это особенно не беспокоило. Ну, будет уборщиком. А сейчас и уборщику необходимо обладать способностью читать''.
Kees Bakker из Нидерландского института исследований молодежи обращает внимание на то, что современные подростки находятся под значительно более сильным влиянием своих сверстников, а также телевидения и других медиа. Им приходится перерабатывать большие объемы информации, и тот, кто справляется с этой задачей хуже – выпадает. К тому же, по мнению Bakker, общество стало менее терпимым. И дело не только в том, что психические и социальные проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), аутизм и злоупотребления в отношении детей быстрее распознаются – мы хотим, чтобы в отношении этих проблем были приняты какие-то меры.
Подростковый врач Ben Rensen из системы психиатрической помощи г. Утрехта более 25 лет работает в небогатом районе города и видит там детей в трудных жизненных обстоятельствах. ''Там живет много одиноких матерей, у которых очень немного денег, и еще меньше времени для занятий со своими детьми. Да к тому же продолжается разрушение системы специального обучения, а условия обычной школы не подходят для детей с поведенческими проблемами''.
Директор специальной школы для детей с серьезными трудностями в поведении Hedy Weijtens отмечает увеличение количества детей, которым необходимо постоянное сопровождение соответствующих специалистов. ''Многие родители чувствуют себя бессильными в части воспитания своих ''трудных'' детей. Такие дети могут функционировать только если за ними осуществляется постоянный присмотр профессионалов''.
На ключевую роль родителей в формировании личности ребенка указывает и профессор клинической психологии Неймегенского университета Jan Derksen. ''Именно от родителей ребенок усваивает модели общения с другими людьми. В период с 10 до 20 лет самая большая задача для родителей – особенно родителей детей с трудностями поведения, - это сохранить отношения теплой привязанности с ребенком. Получится – они сохранят влияние на своего ребенка. Это трудно. Это требует напряжения, эмпатии, иногда жестких мер. Вместо того чтобы с легкостью навешивать таким детям ярлык болезни или расстройства, им надо помочь брать на себя ответственность за свои поступки''.
С ним согласен Hans du Prie, директор специальной школы ‘Горизонт’ для детей с трудным поведением. ''Раньше родитель был главным авторитетом и брал на себя ответственность за воспитание. А сейчас сами родители превратились в потребителей услуг образовательных заведений и служб помощи''.
Что делать дальше? Здесь мнения различаются. Кому-то решение видится в лучшей координации деятельности систем образования и помощи детям подросткам: ''Дети с 4 и до 18 лет находятся в школе. Там нужно их наблюдать. Быть рядом и при необходимости предлагать соответствующую помощь''. Другие считают, что родители должны брать на себя больше ответственности за воспитание детей и указывают на необходимость широкой общественной дискуссии по вопросам воспитания. Третьи говорят о необходимости исследования точных причин эксплозивного роста проблемных детей: ''Надо посмотреть, как так получилось, что вся дополнительная помощь и внимание к этим проблемам в течение последнего десятилетия не привели к уменьшению проблемы''.
Система психиатрической помощи для детей и подростков: надо избавиться от листов ожидания
В связи с заявлением специалистов Министр по делам молодежи и семьи постановил провести исследование причин увеличения количества проблемных детей в Нидерландах. ''Все это хорошо, - замечает председатель ассоциации служб психического здоровья Нидерландов Marleen Barth, - но что-то можно предпринять уже сейчас – обеспечить продолжительное инвестирование в быструю, доступную и адекватную помощь детям с психическими проблемами''.
Barth: ''В последние годы мы проходим один и тот же ритуал: получаем с мест информацию о длинных листах ожидания для оказания помощи, оповещаем власти, кабинет министров выделяет дополнительное финансирование на один год. В 2007 предложение помощи возросло на 22%. Еще больше за эти же деньги можно нарастить предложение амбулаторной помощи. Сейчас около 90% детей и подростков в системе детско-подростковой помощи в сфере психического здоровья получают помощь в амбулаторных условиях. Это не только дешевле – это означает больше мест. И, кроме того, эта форма позволяет вовлечь в процесс лечения самого ребенка, его родителей и иных членов семьи.
''И все-таки, несмотря на принятые меры, в 2007 году листы ожидания для участия в терапевтических программах выросли на 26%. Т.е. один ребенок идет на лечение, а другой пополняет лист ожидания. В настоящее время в системе детско-подростковой помощи в сфере психического здоровья лечится 120.000 детей. По данным Счетной палаты, потребность в психиатрической помощи испытывают 150.000 детей.
''Многие считают, что наши службы заняты в основном превращением ''беспокойных'' детей в ''спокойных''. Но мы как раз выступаем против ненужной медикализации проблем ребенка. С другой стороны, сейчас мы значительно лучше и быстрее распознаем СДВГ и расстройства аутистического спектра – болезни, которые мы лучше и быстрее лечим. Накоплен профессиональный опыт лечения детей с тяжелыми расстройствами пищевого поведения, детей с психическими травмами после жестокого обращения и сексуальных злоупотреблений, детей, страдающих от издевательств со стороны сверстников, детей, педагогически запущенных, и детей со склонностью к суициду. Это вовсе не проблемы ''от хорошей жизни'' в гедонистическом обществе. Это болезни. Болезни, которые часто выступают в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и неблагоприятными социально-экономическими условиями. Комплексные ситуации, которые требуют комплексных решений''.
''Проблема с листами ожидания мешает также реализации новой политики профилактики рецидивов молодежной преступности. Речь идет о подростках, осужденных за совершение серьезных деликтов. В этой группе своевременная и адекватная психиатрическая помощь могут способствовать прекращению их криминальной карьеры. Единственный способ решения проблемы – обеспечить современную, своевременную и качественную помощь. А для этого необходимо избавиться от листов ожидания''.
По материалам:
‘Malaise jeugd bom onder samenleving’. - de Volkskrant, 10.09.08, p.1
‘Kinderleven is steeds ingewikkelder’. - de Volkskrant, 11.09.08, p.3
|