Антропологи и экономисты, развивающие теорию кооперативного поведения, зачастую считают чувство справедливости человеческим «изобретением», сыгравшим важнейшую роль в построении современного общества. Однако данные экспериментов говорят об обратном: Франс де Вааль (Frans de Waal) из Университета Эмори (Джорджия, США) показал, что у приматов есть понятие о равноправии, а в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences вскоре будет опубликована статья Фредерики Рэйндж (Friederike Range) из Венского университета, обнаружившей проявления нетерпимости к нечестной игре у собак.
Очевидно, что предложить идеальную схему проведения опыта в данном случае вряд ли получится (очень сложно избавиться от влияния так называемого «эффекта умного Ганса»), но Рэйндж и ее коллеги все же постарались разработать четкую и объективную систему тестирования. Для эксперимента была отобрана 21 пара обученных собак, которые хорошо друг друга знали либо долгое время жили рядом. В ходе первой серии тестов исследователь становился на колени перед каждым животным и просил его протянуть лапу (никакой награды за эти действия собаки не получали); регистрировалось время, в течение которого питомец «соглашался» повторять выполнение команды. Затем был поставлен следующий опыт: паре сидящих рядом собак несколько раз предлагали произвести то же действие, но одно животное получало компенсацию за свои труды, а другое — нет. Оказалось, что обделенный вниманием пес значительно быстрее переставал реагировать на просьбы экспериментатора.
Фредерика Рэйндж отдельно подчеркивает, что в данном эксперименте было доказано лишь то, что у собак есть понятие о вознаграждении за работу. К тому же, в обычном человеческом понимании чувство справедливости распространяется и на других людей, в то время как животные заботятся исключительно о себе. Интересно, что качество компенсации не имело для них никакого значения: собаки, которых награждали хлебом, нисколько не возражали против того, чтобы их соседей одаривали колбасой, и продолжали выполнять команды.
Франс де Вааль, проявивший немалый интерес к исследованиям коллеги, замечает, что следующим шагом должны стать опыты на собаках, незнакомых друг с другом; как выяснили ученые, обезьяны гораздо острее реагируют на незаслуженную награду, если та достается постороннему.
|