Прийти к врачу и не лечиться – казалось бы, это совсем уж нелогично. Но еще в незапамятные времена исторического материализма, когда один из авторов этой статьи учился мединституте, ему на кафедре социальной гигиены открыли великую «тайну», касающуюся непрогнозируемых результатов лечения – если лекарства не помогают, проверь, принимал ли их пациент.
Непрогнозируемые результаты – это когда, по идее, лечение назначено правильно и должно было помочь пациенту, но почему-то не помогло. Почему? А потому, что очень часто пациенты сами не хотят лечиться.
Ситуация на приеме. Приходит возмущенный человек и заявляет: «Доктор, ваше лечение мне не помогает».
— Вы это лекарство принимали?
— Да, я принял всю упаковку.
— Постойте, я назначал вам на десять дней, а в упаковке только на пять. Вы в руках держите назначение, где черным по белому написано: «принимать 10 дней по 2 таблетки утром и вечером».
В ответ тишина.
— А вот это принимали?
— Да, только в аптеке мне сказали, что есть аналог в три раза дешевле, и я пил его.
Попутно же выясняется, что уколов сделано два, а не десять, потому что больно, а на физпроцедуры ездить далеко и неудобно, соответственно, их тоже не было. На вопрос, что он вообще делал, пациент гордо отвечает, что из назначенного он применял мазь и принимал одно наименование таблеток из трех, а также по совету соседки пил отвар неизвестных трав и найденные у родни гомеопатические пилюли. В неудаче же, разумеется, виновато неправильное назначенное лечение.
Думаете, утрируем? Увы, все это из жизни.
Еще в далеком 1984 году итальянские психологи Ди Никкола и Ди Маттео провели масштабные изыскания на тему того, как выполняются предписания врачей. Полученная ими статистика вызвала изумление: оказывается, более чем в половине случаев пациенты, даже когда им совсем плохо, не принимают все или часть прописанных лекарств, не приходят на процедуры и не соблюдают другие рекомендации.
Сейчас, по оценкам практиков, процент людей, не исполняющих предписаний лечащих врачей, еще выше. Причем способов, которыми можно свести эффект от посещения доктора к нулю, становится только больше. Если раньше можно было получить рецепт и не дойти с ним до аптеки или принимать лекарства как бог на душу положит, вдобавок нарушая режим, то сейчас к услугам несознательных больных и аптечные консультанты, советующие «почти то же самое, но подешевле», и Интернет с его тысячей способов «сделать еще лучше, чем доктор прописал».
Что заставляет пациентов так себя вести? С одной стороны, виноваты наши собственные недостатки: лень, медицинская дремучесть, вера в медицинские мифы и безответственность, а с другой – отсутствие контакта с врачом и недоверие к медицине. Проблемы взаимоотношений врача и пациента
Чтобы нас не обвиняли в круговой поруке медиков и огульном охаивании больных, давайте сначала поговорим о вине врача в нежелании его пациентов лечиться. Люди склонны бояться последствий лечения больше, чем болезни, не верить в успех или отрицать серьезность заболевания, чтобы не впадать в панику. Чтобы защититься от стресса, человек склонен к «убеганию» от проблемы, особенно, если болезнь серьезна или неизлечима. И здесь именно от врача зависит, хочет и может ли он найти подход к самым разным людям.
Более того, взаимосвязь эффективности лечения с доверием тому или иному специалисту давно не вызывает сомнений – замечено, что назначения семейного или вызывающего уважение врача выполняются куда аккуратнее. Недоброжелательное же отношение к больному и пренебрежение этикой со стороны медиков сразу вызывает внутренний протест и нежелание внимательно относиться к рекомендациям. И преодолеть этот протест может разве что природная исполнительность пациента или непоколебимая вера в то, что доктор прекрасно знает свое дело, хотя и хам.
Вот только не стоит забывать и о том, что большинство врачей в существующей системе здравоохранения люди подневольные. Они рады бы проводить с каждым пациентом часовые разъяснительные беседы, наводить мосты и искать индивидуальный подход. Но свершиться этой идиллии мешает еще и система, отказывающая рядовому врачу в условиях для нормального выполнения собственных обязанностей. Ведь на практике (если мы говорим о поликлиническом приеме), уложить первичный осмотр, заполнение документации и формирование доверительных отношений в традиционно сложившийся норматив «8 минут на пациента» нереально. Пациент не всегда прав
Если говорить о пациентах, то им, в первую очередь, лечиться мешает лень. Лень организовывать время так, чтобы не забыть принять лекарство, ходить на процедуры и сидеть в очереди. Других отвращают от лечения малейшие трудности: неудобное расписание работы врача, отсутствие лекарства в ближайшей аптеке и даже туго открывающийся пузырек (да, бывает и такое). Осознание того факта, что раз уж заболел, то нужно приложить усилия к выздоровлению, доступно не всем. Нередки и случаи, когда родня отказывается лечить стариков, так как это хлопотно, а они «уже отжили свое». Порой сами пациенты высказываются, что лучше жить с болезнью, но без напряга.
Существует категория людей, которые из-за безграмотности просто не понимают, как нужно вести себя во время болезни. Читать-писать благодаря всеобщему среднему образованию они научились, а вот правилам гигиены, логике и прочим нужным вещам – нет. В итоге инструкции не читаются и не выполняются, даже самые безобидные побочные эффекты служат поводом к отмене препарата (причем врачу об этом не сообщают, подумаешь, не принимаем эти таблетки, ведь еще 3 наименования пьем исправно), а улучшение является поводом забросить лечение.
Кроме того, нельзя забывать, что болезнь – это, как минимум, стресс, а то и серьезные физические страдания. И не все люди в такой ситуации способны мыслить и действовать адекватно. При болезненном длительном, а то и пожизненном лечении практически у любого человека возникает желание бросить все к чертовой матери. Без понимания со стороны врача и поддержки окружения таким больным проще отказаться от лечения, чем преодолевать трудности. Известный врач-кардиолог Максим Осипов не зря писал, что «мужчина после 50 с сердечной недостаточностью, если за ним не ходит по пятам жена, обречен на скорую гибель», и не потому что неизлечим – просто лечиться он не станет.
Свой вклад в нежелание нормально лечиться вносят полуграмотная журналистика и любовь средств массовой информации к простым и неправильным месседжам в области медицины. Они-то и породили кучу медицинских мифов и фобий, когда пациент требует чуда излечения одной таблеткой, словом «антибиотик» можно пугать детей, врачи в сознании пациента превращаются во вредителей, а любое назначение требует десяти перепроверок «в очень достоверных источниках». К последним почему-то в большинстве своем относятся знакомые без медицинского образования, популярные статьи и Гэ Малахов, вещающий с экрана о вреде лекарств и пользе настоянного на травах керосина.
Разновидностью медицинской безграмотности является и установка «лечимся, пока плохо». Пациенты, как правило, готовы принимать лекарства, только пока сохраняются неприятные симптомы. Даже в условиях стационара в среднем через 5-7 дней без контроля со стороны персонала начинается несоблюдения назначений. Причина тут кроется в психологии: ведь если налицо улучшение, тяжело ограничивать себя в чем-то и испытывать неудобства соблюдения режима.
Но самая главная причина, из которой и проистекает все остальное – безответственность. Ведь не вызывающего доверия специалиста можно сменить, непонятое переспросить, замену препарата согласовывать не с продавцом из аптечного киоска, а с лечащим врачом. Но никогда этого не сделает тот, кто не ценит собственное здоровье. Суровый глас статистики
Давайте подведем итоги. По данным исследований, примерно в 50% случаев необъяснимых неудач в нормальном лечении, пациент просто не принимал лекарства или делал это неправильно. Еще 25% относят на долю невыполнения других рекомендаций (диета, режим сна, гигиены, стрессы и т.д.). 12% — генетически и экологически обусловленные причины (например, невозможность сменить место жительства при астме). Причины 8% необъяснимых неудач в лечении связаны с медслужбой (здесь и врачебные ошибки, и ошибки медсестер, и отсутствие санитарок и несвоевременные приезды скорой, качество питание в стационарах и отсутствие там горячей воды и т.д.). 5% отводится на другие, более редкие причины.
Так что зачастую виновного в неуспехе адекватно назначенного лечения легко найти, просто взглянув в зеркало. И увы, даже если бы все поголовно врачи будут внимательны и дружелюбны, станут подробно объяснять причины назначения того или иного лекарственного средства и возможные побочные эффекты, все равно половина пациентов не будет следовать их рекомендациям – до тех пор, пока не изменит своего отношения к здоровью и лечению.
Леонид Щеботанский, Олеся Сосницкая, 4.12.2008
|