eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » 2008 » Декабрь » 10 » Почему пациенты не хотят выполнять предписания врачей
Почему пациенты не хотят выполнять предписания врачей
21:43
Прийти к врачу и не лечиться – казалось бы, это совсем уж нелогично. Но еще в незапамятные времена исторического материализма, когда один из авторов этой статьи учился мединституте, ему на кафедре социальной гигиены открыли великую «тайну», касающуюся непрогнозируемых результатов лечения – если лекарства не помогают, проверь, принимал ли их пациент.
Непрогнозируемые результаты – это когда, по идее, лечение назначено правильно и должно было помочь пациенту, но почему-то не помогло. Почему? А потому, что очень часто пациенты сами не хотят лечиться.
Ситуация на приеме. Приходит возмущенный человек и заявляет: «Доктор, ваше лечение мне не помогает».
— Вы это лекарство принимали?
— Да, я принял всю упаковку.
— Постойте, я назначал вам на десять дней, а в упаковке только на пять. Вы в руках держите назначение, где черным по белому написано: «принимать 10 дней по 2 таблетки утром и вечером».
В ответ тишина.
— А вот это принимали?
— Да, только в аптеке мне сказали, что есть аналог в три раза дешевле, и я пил его.
Попутно же выясняется, что уколов сделано два, а не десять, потому что больно, а на физпроцедуры ездить далеко и неудобно, соответственно, их тоже не было. На вопрос, что он вообще делал, пациент гордо отвечает, что из назначенного он применял мазь и принимал одно наименование таблеток из трех, а также по совету соседки пил отвар неизвестных трав и найденные у родни гомеопатические пилюли. В неудаче же, разумеется, виновато неправильное назначенное лечение.
Думаете, утрируем? Увы, все это из жизни.
Еще в далеком 1984 году итальянские психологи Ди Никкола и Ди Маттео провели масштабные изыскания на тему того, как выполняются предписания врачей. Полученная ими статистика вызвала изумление: оказывается, более чем в половине случаев пациенты, даже когда им совсем плохо, не принимают все или часть прописанных лекарств, не приходят на процедуры и не соблюдают другие рекомендации.
Сейчас, по оценкам практиков, процент людей, не исполняющих предписаний лечащих врачей, еще выше. Причем способов, которыми можно свести эффект от посещения доктора к нулю, становится только больше. Если раньше можно было получить рецепт и не дойти с ним до аптеки или принимать лекарства как бог на душу положит, вдобавок нарушая режим, то сейчас к услугам несознательных больных и аптечные консультанты, советующие «почти то же самое, но подешевле», и Интернет с его тысячей способов «сделать еще лучше, чем доктор прописал».
Что заставляет пациентов так себя вести? С одной стороны, виноваты наши собственные недостатки: лень, медицинская дремучесть, вера в медицинские мифы и безответственность, а с другой – отсутствие контакта с врачом и недоверие к медицине.
Проблемы взаимоотношений врача и пациента
Чтобы нас не обвиняли в круговой поруке медиков и огульном охаивании больных, давайте сначала поговорим о вине врача в нежелании его пациентов лечиться.
Люди склонны бояться последствий лечения больше, чем болезни, не верить в успех или отрицать серьезность заболевания, чтобы не впадать в панику. Чтобы защититься от стресса, человек склонен к «убеганию» от проблемы, особенно, если болезнь серьезна или неизлечима. И здесь именно от врача зависит, хочет и может ли он найти подход к самым разным людям.
Более того, взаимосвязь эффективности лечения с доверием тому или иному специалисту давно не вызывает сомнений – замечено, что назначения семейного или вызывающего уважение врача выполняются куда аккуратнее. Недоброжелательное же отношение к больному и пренебрежение этикой со стороны медиков сразу вызывает внутренний протест и нежелание внимательно относиться к рекомендациям. И преодолеть этот протест может разве что природная исполнительность пациента или непоколебимая вера в то, что доктор прекрасно знает свое дело, хотя и хам.
Вот только не стоит забывать и о том, что большинство врачей в существующей системе здравоохранения люди подневольные. Они рады бы проводить с каждым пациентом часовые разъяснительные беседы, наводить мосты и искать индивидуальный подход. Но свершиться этой идиллии мешает еще и система, отказывающая рядовому врачу в условиях для нормального выполнения собственных обязанностей. Ведь на практике (если мы говорим о поликлиническом приеме), уложить первичный осмотр, заполнение документации и формирование доверительных отношений в традиционно сложившийся норматив «8 минут на пациента» нереально.
Пациент не всегда прав
Если говорить о пациентах, то им, в первую очередь, лечиться мешает лень. Лень организовывать время так, чтобы не забыть принять лекарство, ходить на процедуры и сидеть в очереди. Других отвращают от лечения малейшие трудности: неудобное расписание работы врача, отсутствие лекарства в ближайшей аптеке и даже туго открывающийся пузырек (да, бывает и такое). Осознание того факта, что раз уж заболел, то нужно приложить усилия к выздоровлению, доступно не всем. Нередки и случаи, когда родня отказывается лечить стариков, так как это хлопотно, а они «уже отжили свое». Порой сами пациенты высказываются, что лучше жить с болезнью, но без напряга.
Существует категория людей, которые из-за безграмотности просто не понимают, как нужно вести себя во время болезни. Читать-писать благодаря всеобщему среднему образованию они научились, а вот правилам гигиены, логике и прочим нужным вещам – нет. В итоге инструкции не читаются и не выполняются, даже самые безобидные побочные эффекты служат поводом к отмене препарата (причем врачу об этом не сообщают, подумаешь, не принимаем эти таблетки, ведь еще 3 наименования пьем исправно), а улучшение является поводом забросить лечение.
Кроме того, нельзя забывать, что болезнь – это, как минимум, стресс, а то и серьезные физические страдания. И не все люди в такой ситуации способны мыслить и действовать адекватно. При болезненном длительном, а то и пожизненном лечении практически у любого человека возникает желание бросить все к чертовой матери. Без понимания со стороны врача и поддержки окружения таким больным проще отказаться от лечения, чем преодолевать трудности. Известный врач-кардиолог Максим Осипов не зря писал, что «мужчина после 50 с сердечной недостаточностью, если за ним не ходит по пятам жена, обречен на скорую гибель», и не потому что неизлечим – просто лечиться он не станет.
Свой вклад в нежелание нормально лечиться вносят полуграмотная журналистика и любовь средств массовой информации к простым и неправильным месседжам в области медицины. Они-то и породили кучу медицинских мифов и фобий, когда пациент требует чуда излечения одной таблеткой, словом «антибиотик» можно пугать детей, врачи в сознании пациента превращаются во вредителей, а любое назначение требует десяти перепроверок «в очень достоверных источниках». К последним почему-то в большинстве своем относятся знакомые без медицинского образования, популярные статьи и Гэ Малахов, вещающий с экрана о вреде лекарств и пользе настоянного на травах керосина.
Разновидностью медицинской безграмотности является и установка «лечимся, пока плохо». Пациенты, как правило, готовы принимать лекарства, только пока сохраняются неприятные симптомы. Даже в условиях стационара в среднем через 5-7 дней без контроля со стороны персонала начинается несоблюдения назначений. Причина тут кроется в психологии: ведь если налицо улучшение, тяжело ограничивать себя в чем-то и испытывать неудобства соблюдения режима.
Но самая главная причина, из которой и проистекает все остальное – безответственность. Ведь не вызывающего доверия специалиста можно сменить, непонятое переспросить, замену препарата согласовывать не с продавцом из аптечного киоска, а с лечащим врачом. Но никогда этого не сделает тот, кто не ценит собственное здоровье.
Суровый глас статистики
Давайте подведем итоги. По данным исследований, примерно в 50% случаев необъяснимых неудач в нормальном лечении, пациент просто не принимал лекарства или делал это неправильно. Еще 25% относят на долю невыполнения других рекомендаций (диета, режим сна, гигиены, стрессы и т.д.). 12% — генетически и экологически обусловленные причины (например, невозможность сменить место жительства при астме). Причины 8% необъяснимых неудач в лечении связаны с медслужбой (здесь и врачебные ошибки, и ошибки медсестер, и отсутствие санитарок и несвоевременные приезды скорой, качество питание в стационарах и отсутствие там горячей воды и т.д.). 5% отводится на другие, более редкие причины.
Так что зачастую виновного в неуспехе адекватно назначенного лечения легко найти, просто взглянув в зеркало. И увы, даже если бы все поголовно врачи будут внимательны и дружелюбны, станут подробно объяснять причины назначения того или иного лекарственного средства и возможные побочные эффекты, все равно половина пациентов не будет следовать их рекомендациям – до тех пор, пока не изменит своего отношения к здоровью и лечению.
 

Леонид Щеботанский, Олеся Сосницкая, 4.12.2008
Источник: http://www.medportal.ru/
Категория: ПСИ-новости | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 последние новости
 
 
    Разделы новостей
    календарь новостей
    «  Декабрь 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    архив новостей за 2011 год

    архив новостей за 2010 год

    архив новостей за 2009 год

    архив новостей за 2008 год

    архив новостей за 2007 год



    Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
    Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова