eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » 2008 » Декабрь » 5 » Еще раз о месте психолога в школе
Еще раз о месте психолога в школе
23:27
В этой статье речь пойдет не обо всех проблемах школьной психологической службы — анализ их совокупности потребовал бы многостраничной монографии, — а лишь о тех, которые представляются наиболее актуальными в настоящий момент в связи с ситуацией, сложившейся в системе образования. Следует подчеркнуть, что акцент сознательно делается именно на проблемах, и следовательно, за пределами внимания остаются те несомненные достижения, которые имеются у российской психологической службы.
Итак, существуют три основные проблемы, которые условно можно определить как проблему макроуровня (в государстве), проблему микроуровня (в учреждении) и проблему внутренне психологическую (в самом психологе).
 
Отношение государства к психологам
Поскольку эта проблема наиболее серьезная, остановимся на ней подробно. В деятельности специалистов-психологов оказалось слабо заинтересованным государство. Очень яркими симптомами этого являются следующие факты.
Первый. Еще два года назад группой специалистов был разработан проект «Положения о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации», который качественно отличался от действующего ныне и давно устаревшего Положения 1999 года. Этот проект был опубликован на страницах газеты «Школьный психолог», активно обсуждался психологами-практиками и учеными. Однако Министерство образования и науки РФ оставило этот документ без внимания — он так и не был принят.
Второй. Отношение со стороны государственных чиновников к психологическим проблемам школы и работе в ней психологов хорошо иллюстрируется отсутствием в структуре нашего профильного министерства управления или хотя бы отдела, который занимался бы деятельностью школьных психологических служб, — это при том, что многотысячная армия педагогов-психологов, хотя и поредевшая в последнее время, активно действует. Защищать интересы психологов, курировать их работу просто некому (один имеющийся специалист — не в счет, от него мало что зависит).
Третий. В мае 2008 года Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направил в регионы Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (воздержимся от комментариев по поводу возможности решать задачи с помощью модели). В 68-страничном документе нет НИ ЕДИНОГО упоминания о педагогах-психологах. Разработчики документа либо элементарно забыли о существовании в системе образования этих специалистов, либо уже знают, что их там вообще не будет, либо мечтают в связи с предлагаемой общей ориентацией современной модели образования вытравить всякий психологический дух из школы и прекратить психологизацию образования.
На содержании этого документа есть смысл остановиться подробнее, поскольку его анализ позволяет высказать некоторые предположения относительно причин «холодности» государства по отношению к педагогам-психологам. В «Актуальных задачах современной модели образования» сформулирована стратегическая цель государственной политики в области образования (то есть наконец подведен итог многолетним спорам?) — «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Следует обратить особое внимание на то, что в документе в первую очередь названы требования развития экономики и только в третью — потребности гражданина. Не есть ли это прямое указание на приоритеты в развитии образования? При такой расстановке целей психологу действительно трудно найти свое место в рядах работников образования. Ведь его деятельность направлена прежде всего на раскрытие ресурсов конкретной личности; гуманистические установки предполагают приоритет интересов субъектов образовательной среды, а не экономики. Но подобные установки, по-видимому, не вполне соответствуют указанной стратегической цели государственной политики в области образования, которая конкретизируется в таких задачах, как: первая — модернизация институтов образования как инструментов социального развития; вторая — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; третья — обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; четвертая — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Легко увидеть, что о личностном развитии ребенка, становлении его как человека речи нет. Получается, что образование понимается исключительно как обучение, а последнее, в свою очередь, — как процесс, обеспечивающий усвоение тех знаний, которые нужны для эффективного применения в экономике. Иными словами, цели и задачи образования оказываются прагматическими, утилитарными, «рыночно-ориентированными». Возможно, такой подход является абсолютно оправданным и современным, однако в таким образом понимаемую систему образования очень многие гуманитарно ориентированные психологи никак не вписываются. Они оказываются помехой на пути реализации указанной цели. Тогда зачем они государству?
Вместе с тем есть основания указать на ошибочность такого мнения чиновников о психологах, и эти основания дает опять-таки анализируемый документ. В нем в качестве основного для образования называется компетентностный подход: «основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».
Достаточно внимательно прочитать названия и описание сущности каждой компетентности, как становится понятной невозможность их развития только педагогическими средствами. Все четыре важнейшие компетентности могут быть сформированы у учащихся только при активном участии психолога. Для этого, по всей видимости, придется в чем-то переориентировать деятельность школьных психологических служб, скорректировать некоторые направления работы, начать использовать новые психологические методы и технологии. Но тогда даже при описанной выше нацеленности образования педагоги-психологи останутся востребованными — во всяком случае, без них представляется маловероятной реализация компетентностного подхода.
Материальное обеспечение
деятельности психолога в учреждении
Переход образовательных учреждений на «подушевую» систему финансирования и получение администрацией права оценивать качество работы сотрудников, степень их полезности школе и соответственно определять размер заработной платы привели к ожидаемому результату: во многих школах педагоги-психологи стали либо самой низкооплачиваемой категорией, либо вообще оказались за рамками штатного расписания учреждений.
Такой исход нововведений был предсказуем ввиду специфики психологической работы — малозаметной и по-прежнему часто непонятной по своему содержанию ни педагогам, ни директору школы. В результате во многих городах России педагоги-психологи вынуждены были покинуть образовательные учреждения, в лучшем случае перейдя в штат ППМС-центров, в худшем — окончательно расставшись с системой образования. Так или иначе, количество педагогов-психологов в стране сократилось, число школьных психологических служб уменьшилось.
Невозможность/нежелание психологов
встроиться в образовательную систему
Вероятно, названная проблема теснейшим образом связана с двумя предыдущими; может быть, она их и порождает. У этой проблемы есть несколько важных аспектов. Один из них связан с удивительным свойством психолога быть гибким и креативным в процессе профессионального взаимодействия и оказания психологической помощи субъектам образовательной среды и быть ригидным и жестким в отношениях с образовательной системой в целом. Несмотря на многолетнее существование психологической службы в школе, педагоги-психологи все-таки не стали органичным элементом этой системы — по крайне мере в своей массе. Они либо не могут встроиться в образовательную систему, либо не хотят этого делать, либо изящным образом объединяют в себе и нежелание, и неумение.
Нежелание объясняется традиционными для психологов (и часто несправедливыми) обвинениями в адрес учителей и администрации в авторитарности, бездушии и формализме по отношению к детям; установкой на защиту ребенка от «разрушающих факторов» образовательной среды; убежденностью в исключительности своей профессии, ее мессианской роли. Неумение связано, по-видимому, с отсутствием навыков конструктивного взаимодействия с педагогами и другими специалистами, работающими в школе (в вузе этому почти не учат!), с неспособностью рассматривать школу как сложную систему и определять свое место в ней с учетом общих для всех задач (нехватка аналитических способностей), с неготовностью отказываться от ошибочных представлений о сущности профессии и своих функциях (устойчивость стереотипов).
Кроме того, психологи оказываются падкими на всякого рода «модные» и «эффективные» технологии психологического воздействия, в результате чего в школе они порой начинают использовать приемы, находящиеся уже за демаркационной линией «психология–паранаука». Разумеется, это не способствует росту авторитета психологов и их гармоническому включению в образовательную систему.
Конечно, вышеперечисленное касается далеко не всех педагогов-психологов, и многие из них уже успешно решили рассматриваемую проблему.
В проекте «Положения о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации» указывается: «Целью Службы является обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования». Цель выглядит весьма достойной.
Перспективы развития школьной психологической службы видятся в более гибком изменении форм и содержания их деятельности, в приведении в соответствие этих форм и содержания целям и задачам конкретного образовательного учреждения. Как бы то ни было, современная система образования немыслима без психологической службы.
 
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук, профессор,
главный редактор
газеты «Школьный психолог»
Категория: "Детские" новости | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 последние новости
 
 
    Разделы новостей
    календарь новостей
    «  Декабрь 2008  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    архив новостей за 2011 год

    архив новостей за 2010 год

    архив новостей за 2009 год

    архив новостей за 2008 год

    архив новостей за 2007 год



    Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
    Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова