Умения читать и писать в современном мире недостаточно для того, чтобы найти работу. Эта проблема была одной из главных тем на региональной конференции ЮНЕСКО, посвященной грамотности взрослых, которая прошла в столице Азербайджана Баку с 14 по 16 мая.
К 2010 году 50% всех рабочих мест в Европе будут предназначены для специалистов с высшим образованием. Вместе с тем, исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что около 6% подростков в возрасте 15 лет, проживающих в странах — членах этой организации, с трудом понимают смысл прочитанного, даже короткого, текста. «Решение этих проблем требует совместных усилий со стороны европейских государств, направленных на повышение уровня грамотности», — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, выступая на региональной конференции по проблемам неграмотности.
Пятая региональная конференция ЮНЕСКО в поддержку грамотности в мире прошла при поддержке первой леди Азербайджана и Посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиевой. В ней приняли участие более 200 специалистов из 31 европейской страны. В Баку приехали министры образования, представители гражданского общества и академических кругов, работники сферы образования, а также члены международных организаций.
Генеральный директор ЮНЕСКО отметил, что Европе удалось обеспечить всеобщее школьное образование, но, тем не менее, 15 миллионов взрослых на континенте не умеют читать и писать. «Высокий процент людей попросту не владеют навыками, необходимыми для полноценного социального и экономического участия в жизни общества», — подчеркнул он. При этом проблема низкого уровня грамотности в Европе касается не только представителей меньшинств, а всего общества в целом.
Этот вывод подтвердила принцесса Нидерландов Лаурентиена. Она сообщила, что в Нидерландах зарегистрировано двухлетнее отставание по навыкам чтения среди 20% детей в возрасте 11 лет. Кроме того, она заострила внимание на том, что в числе 1,5 миллионов неграмотных взрослых, проживающих в ее стране, один миллион «родились, воспитывались и получили школьное образование» в Нидерландах.
На конференции состоялась презентация наиболее успешных проектов по распространению грамотности, которые могут служить примерами для остальных участников. Участники конференции обсудили пути расширенная грамотности в современном мире, методику измерения уровней грамотности, педагогические подходы к развитию качественного базового обучения, а также пути его улучшения через законодательные и институциональные нововведения.
|