В Российской академии госслужбы при президенте РФ вчера открылся XV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». Мероприятие, которое продлится четыре дня, является одним из самых масштабных для российского здравоохранения - не случайно среди докладчиков и гостей фигурируют представители Минздравсоцразвития и РАМН. В программу конгресса включены пленумы, мастер-классы, научные симпозиумы, клинические разборы, лекции для практикующих врачей.
На первый взгляд все вполне академично, однако участники форума с каждым годом отмечают все большую коммерциализацию конгресса и высказывают опасения по поводу не только его дальнейшей судьбы, но и отрасли в целом. По окончании прошлогоднего конгресса специалисты высказывали глубокое разочарование в форуме. В первую очередь медиков, съехавшихся со всей страны, огорчило то, что основную массу мероприятий составляли акции фармацевтических компаний, откровенно продвигающих собственные препараты. Не секрет, что и в этом году именно фармкомпании организовывали (и по большей части оплачивали) приезд на конгресс практикующих медиков.
Если не брать в расчет стоимость билета в Москву и проживания в гостинице, расценки на участие в форуме составляют около 4 тысяч рублей: организационный сбор с каждого участника - 3,5 тысячи рублей, публикация его тезисов в каталоге конгресса - 450 рублей. Помимо этого фармкомпаниям необходимо оплатить занимаемую ими выставочную площадь (16,5-21,5 тысячи рублей за квадратный метр), размещение логотипа (4,5-6 тысяч рублей) и каждое рабочее место, в случае если нет отдельного стенда (15-25 тысяч рублей). В качестве компенсации за столь немалые затраты фармацевтические фирмы ожидают получить от врачей последующую рекомендацию их рецептурных препаратов пациентам.
Как отмечает главный клинический фармаколог минздрава Хабаровского края Салават Сулейманов, ко многим докладам он относится скептически. "Обидно, когда идешь на симпозиум по проблеме, а попадаешь на продвижение препарата, - поясняет Сулейманов. - Практические врачи это прекрасно видят. И не секрет, что ряд компаний обеспечивают их пребывание в Москве, угощают, развлекают. При этом вслух при посторонних они не обязывают медиков лоббировать интересы компании, но ждут соответствующих рекомендаций по препаратам впоследствии".
Как рассказал главный клинический фармаколог Ставропольского края профессор Владимир Батурин, в прошлом году на конгрессе происходило сплошное лоббирование интересов коммерческих компаний. "Просто невозможно было не заметить, что рекомендации опинион-лидеров (лидеры направлений в медицине. - «Газета») звучали под воздействием фармацевтических фирм, - говорит он. -
Это не только накладывает серьезный отпечаток финансовой заинтересованности на устроителей форумов, но и сильно искажает медицинскую практику. Хорошо бы организаторы над этим задумались». По его словам, есть надежда, что в этом году настоящих научных мероприятий на конгрессе все же будет больше. Пока, говорит Батурин, об этом можно судить лишь по заявленной программе.
Специалисты отмечают, что с каждым годом на симпозиуме становится все меньше фармакоэкономики, а под лозунгами "доказательной медицины" выстраиваются пропагандисты плохо доказанных технологий, таких как БАДы, антиоксиданты, иммуномодуляторы, ангиопротекторы и т.д. Посетителям конгресса предлагается приобрести различные амулеты, циркониевые браслеты и другие оккультные аксессуары, которых год от года на стендах появляется все больше.
По мнению гендиректора Института проблем общественного здравоохранения Юрия Крестинского, то, что рядом с лекарствами представлены подобные предметы, свидетельствует о некоем смешении понятий. "В итоге выставка формируется не для профессионалов, а для обывателей. Таковы реалии нашего дня. При этом надо понимать, что происходит не только дискредитация выставки. Тенденция отражает менталитет медицинского сообщества в целом, - замечает он. -Такова в подавляющей массе квалификация медиков, качество медицины. Ведь в РФ уже есть педагогические вузы, которые готовят медиков. Не хочу сказать, что у нас нет замечательных врачей и ученых. Но в целом медицина и здравоохранение дисквалифицируются».
Получается, что научный медицинский форум из средства общения профессионалов превращается в своеобразную ярмарку. В несомненном выигрыше от этого оказываются производители лекарств и медпредставители (так называемые медрепы), которым дается возможность неплохо подзаработать во время конгресса. Врачи даже шутят, что форум превратился в именины сердца медрепов. К примеру, в среду они предложат участникам конгресса сыграть в игру «Кто хочет стать миллионером». В числе прочих будут загаданы названия препаратов компании-организатора.
15.04.2008 / ИРИНА ВЛАСОВА Материал опубликован в "Газете" №68 от 15.04.2008г.
|