В 1898 году выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) писал: “Профессии с преобладанием мозговой работы ... основаны преимущественно на вольном труде, который в большинстве случаев не поддается регламентации посредством санитарного законодательства и вообще не доступен для общих гигиенических мероприятий. Здесь устранение неблагоприятных условий профессионального труда должно и может быть предоставлено, в значительной степени, самопомощи”.
За последующие же 100 лет значимость интеллектуальной работы возросла и разнообразилась с появлением таких непременных атрибутов информационно- интеллектуальной деятельности как радио, телевизор, телефон, компьютер, интернет, сотовая связь. Новые навыки взаимодействия за короткий по эволюционным меркам период были освоены людьми и к началу XXI века охватили большую часть популяции.
Российская гигиеническая наука не стояла в стороне от развивающихся тенденций - для санитарно-эпидемиологического надзора утверждались в 1986, 1994, 1999, 2003, 2005 гг. гигиенические нормативы напряженности работ и в настоящее время действует «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 с рекомендациями по оценке сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Понятие «информационной экологии» – системы знаний, изучающей закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека и человеческих сообществ» распространилось и применяется, в том числе для обозначения проблем успешности справится с «информационным загрязнением» при достижении производственных задач, а так же как подход к информационному управлению в трудовых коллективах. 10 лет назад автором был предложен термин «информационная гигиена» - раздел знаний, изучающий закономерности влияния информации на состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающий мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Между тем, при развивающейся гигиенической оценке нагрузок и общих рекомендациях по «научной организации труда» продолжает ощущаться недостаток в медико-гигиенических обоснованиях по повышению интеллектуальной работоспособности и эффективности интеллектуальной деятельности, системной организации по оптимизации интеллектуального труда работников.
К 2002 году в России, по данным переписи населения, интеллектуальным трудом могли заниматься как минимум 15,2 млн человек трудоспособного возраста, имеющих высшее образование (10,7% от всего населения в 142,5 млн). Еще 3,8 млн старше трудоспособного возраста так же имели высшее образование (2,7% от всего населения), а послевузовское образование (закончили ординатуру, аспирантуру, докторантуру) имели 369 тыс. человек. Сложно недооценивать актуальность поиска в медицине и физиологии труда гигиенически обоснованной методологии совершенствования интеллектуальной деятельности. Важно изучить, каковыми же могут быть пути и стратегии повышения интеллекта.
Из многовековой истории определения параметров интеллекта - факторы, классификации, описания интеллекта, модели интеллектуальных систем и интеллектуальной деятельности определялись неоднократно. Между тем, в большинстве опубликованных исследований выделяемые из «интеллекта» и «интеллектуальной деятельности» для понимания, классификации и моделирования параметры не подходили строго под понятие «параметр» (гр. parametron отмеривающий) – буквенный коэффициент, сохраняющий свое значение в условиях данной задачи; численные величины (в том числе характеризующие состояние какой-либо биологической системы).
Автором была поставлена цель: определить верифицированные понятия качественных параметров и их количественные репрезентативные проверяемые показатели интеллектуальной деятельности, на этой основе разработать возможные стратегии повышения интеллекта, на который накладываются современные объемы, в том числе профессиональной информации.
Автор - А.Л. Еремин
|