eдиный детский
телефон доверия
экстренная психологическая помощь
в Хабаровске
поиск по сайту

  психология
Перейти на главную страницу
  психиатрия
  психотерапия

С заботой о ребёнке 
Здравствуйте, уважаемый/ая Гость
 
 
/Хабаровск - Владивосток/
Вход
Гостевая книга    Обратная связь    Карта сайта


     О проекте









Школа для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ во Владивостоке. Подробнее...


ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА для ВЗРОСЛЫХ. Подробнее...


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для РОДИТЕЛЕЙ. Предварительная запись участников. Подробнее...




случайное фото

Сайты наших друзей

Мы рекомендуем
Главная » 2007 » Декабрь » 2 » Психиатрический диагноз должен больше учитывать контекст
Психиатрический диагноз должен больше учитывать контекст
16:16
Стремление повысить надежность диагностики психиатрических расстройств на практике свелось к поиску симптомов, соответствующих критериям, обозначенным в DSM. При этом незаслуженно отходят в разряд «второстепенных» факторы, сильно влияющие на психопатологию, отмечает психиатр KoHummelen. «Я учу молодых ассистентов не держаться только за симптомы».
Ko Hummelen – психиатр в сети психического здоровья г. Апелдоорн. В течение последних пятнадцати лет он отвечает за подготовку и обучение молодых психиатров. «Многое изменилось с тех пор, когда я сам учился на психиатра,» - говорит он. «Я учился еще во времена психоанализа. А сейчас психоанализ почти совсем ушел из нашей работы, потому что в большинстве случаев этот метод оказывается ненадежен. Но это не означает, что я считаю неправильным «смотреть за пределами симптоматики». Дело в том, что сейчас психиатры придерживаются DSM-IV, а эта классификационная система, с моей точки зрения, слишком привязывает врача к симптому. Иногда диагност настолько увлечен процессом классифицирования, что теряет из виду то, что все эти критерии – не более чем временные конструкты. И это лишает его способности увидеть другие факторы, играющие важную роль в психопатологии. Мы вырываем пациента из контекста и довольствуемся проставлением галочек в перечне симптомов. Я за то, чтобы психиатрическая диагностика больше учитывала контекст». При этом в диагностике Hummelen отводит особую роль исследованию функций, что может быть альтернативой описательному подходу и добавляет при этом надежности.
 
«Для повышения надежности диагностики я часто прибегаю к такому диагностическому средству как группа», - рассказывает Hummelen. «Условия группы требуют от пациента адаптации, и при этом видны возможные расстройства. Речь идет не только о симптомах – видно, как человек функционирует по отношению к своему окружению. В условиях группы пациент часто копирует отношение к своему собственному окружению, и это видно значительно лучше, чем в индивидуальной беседе. Также значительно лучше просматриваются риски психотической декомпенсации. Кроме того, в условиях группы быстрее выявляются трудные для диагностики аутистические расстройства. При этом акцент делается на том, как пациент функционирует в своем контексте, а не на инвентаризации симптомов в отрыве от индивидуального контекста». С учетом вышеизложенного, Hummelen использует в своей работе достижения нейробиологии и нейропсихологии. Успехи в этих дисциплинах устанавливают иные рамки оценки психопатологии. «Произошли заметные сдвиги в оценке: с позиций интрапсихических конфликтов к роли нейропсихологических функций, таких как планирование и организация собственной деятельности. И в условиях, когда биология дает все больше данных о том, что у человека может присутствовать генетическая или семейная отягощенность в отношении определенного расстройства, следует помнить и о том, что именно конкретные обстоятельства способствуют проявлению этого расстройства. В этой связи не удивительно, что мы обращаем внимание на контекст как пространство существования индивида. Молодые специалисты должны научиться видеть дальше симптома».
 
Hummelen не одинок в своей критике классификации DSM. Между тем, с психиатрии накапливаются данные использования нейровизуализации с перспективами их использования в диагностике на основе функциональных расстройств. Возрастает также значение научных исследований нейропсихологических функций в психиатрии.
 
 
Импульсивность
Служба Апелдоорна совместно с рядом других клиник и Неймегенским университетом ведет исследование функции импульсивности. Одним из соруководителей этого проекта является психиатр и клинический фармаколог из Университетского медицинского центра Неймегена Robbert Jan Verkes. «В психиатрии действительно ощущается потребность в функциональном подходе,» - говорит Verkes. – «Мы сейчас заняты исследованием функции импульсивности. Мы проверяем людей, страдающих пограничным личностным расстройством, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), лиц с высоким показателем психопатии и здоровую норму на наличие или отсутствие различных вариантов импульсивности. В качестве инструментов мы используем психологические тесты и параллельно измеряем функционирование головного мозга с помощью ЭЭГ. Таким образом мы можем сделать выводы о том, есть ли нарушение функции, в какой момент это происходит, и отмечаются ли в этот момент в головном мозге какие-либо отклонения. Мы, например, обнаружили у лиц с диагнозами пограничного личностного расстройства и СДВГ меньшую, чем в норме активность в определенном отделе головного мозга, когда они делают ошибки. Более чем вероятно, что им труднее, чем норме, дается «тонкая настройка». Нечто подобное отмечается у лиц с психозами и у психопатов.
 
В настоящее время мы изучаем, могут ли тесты надежнее прогнозировать поведение, чем оценки лечебной бригады, основанные на наблюдении и/или расспросах близких и родственников. При этом Hummelen отмечает, что у больных шизофренией степень функционирования в обществе лучше прогнозируется, исходя из их когнитивных функций, а не на основе присутствия или отсутствия бреда и/или галлюцинаций. Помимо правильного диагноза, исследование нейропсихологических функций, по мнению Hummelen, помогает определиться с прогнозом и лечением. При этом основой вопрос – можно ли повлиять на конкретное функциональное расстройство, например, с помощью тренинга. Иногда в большей степени показано найти такое жизненное пространство, в котором бы человек меньше страдал от своего функционального расстройства. Если вы, например, рассматриваете как функцию регулирование раздражительности, то одного пациента можно научить адекватно «отключаться» от среды, а другому может быть лучше поискать другую среду. Hummelen в этой связи приводит пример пациента с аутизмом, который вовлекался по нарастающей в супружеские конфликты, и ему было рекомендовано построить домик в саду, куда бы он мог удалиться.
 
 
Доминанта
Несмотря на то, что документы Нидерландского общества психиатров фиксируют роль функциональной диагностики, среди психиатров все-таки доминирует DSM-мышление. Логично, потому что велико давление доказательной медицины. Клинический психолог и нейропсихолог Jos Egger: «Сторонники классификации говорят, например, что в рамках функциональной диагностики трудно придти к четкой классификационной системе. Этот аргумент, как мне кажется, не выдерживает критики, потому что не все что кажется четким, таковым является. И великолепный пример этого – различия или, скорее, сходство между, например, аутизмом и обсессивно-компульсивным расстройством. Согласно DSM, это два совершенно разных расстройства. Но на функциональном уровне это практически одно и то же. И именно поэтому функциональная диагностика так важна…»
 
Подготовлено по материалам:
Psychiatrische diagnose behoeft meer context. - Mednet Magazine, 2007, No. 17 (September), p.14-16. (на нидерландском языке)
 
Категория: Другие медицинские новости | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 последние новости
 
 
    Разделы новостей
    календарь новостей
    «  Декабрь 2007  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    архив новостей за 2011 год

    архив новостей за 2010 год

    архив новостей за 2009 год

    архив новостей за 2008 год

    архив новостей за 2007 год



    Интернет-служба психологической помощи детям, подросткам и их родителям © 2007-2024
    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на сайте, не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации психолога или врача.
    Идея проекта - Е.В. Романова, В.Гр. Мельничук    Администратор проекта - Е.В. Романова