Каждый третий пациент, согласно соцопросам, недоволен тем, как его лечат. Каждый второй - не готов или не имеет возможности платить за лечение. Таким образом, проблема контроля за качеством работы врачей становится все более острой. Об этом шла речь на вчерашнем заседании коллегии Росздравнадзора.
Как сообщила заместитель руководителя федеральной службы Ирина Серегина, претензии пациенты высказывают буквально по всем направлениям государственного здравоохранения: в поликлиниках нет достаточного числа профильных специалистов, приема у врача приходится ждать часами, а нужные анализы и исследования проводить за плату. "Скорая помощь" скорой уже давно не является. В стационарах нередко не хватает необходимых медикаментов. Многие врачи грешат не только низким профессионализмом, но и бездушием, попустительством, халатностью. Кстати, по словам Серегиной, мнение народа разделяет и прокуратура, направившая не так давно представление в минздравсоцразвития и Росздравнадзор, где также указывает на вопиющие случаи: когда, например, больному в критической ситуации отказывают в помощи. Росздравнадзор, со своей стороны, тоже проверил в 2007 году работу поликлиник и больниц в 11 регионах и выяснил, что до сих пор в территориях нет программ управления качеством медпомощи, игнорируются критические обращения граждан, пациентам всячески препятствуют в получении информации о возможности обжаловать действия или бездействие медиков, которые повлекли ухудшение состояния их здоровья.
"В настоящее время ни федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы управления здравоохранением, ни сами учреждения не обладают какими-либо полномочиями, за исключением мер дисциплинарного воздействия при выявлении случаев ненадлежащего оказания медпомощи", - сказала Серегина. А независимые эксперты, в свою очередь, краеугольным камнем этой проблемы считают "замкнутость" медицинского сообщества: экспертизу качества лечения проводят те же врачи, и действенных механизмов, как избежать при этом круговой поруки, до сих пор не придумано. Врачи-эксперты, работающие в страховых компаниях, заботятся не столько о соблюдении прав пациентов, о том, чтобы назначаемое им лечение было адекватным и грамотным, сколько о "правильности" финансирования медпомощи - то есть соответствии оказываемой услуги договору страхования.
В свою очередь выступивший на заседании академик, проректор ММА им. Сеченова Игорь Денисов сделал особый упор на качество подготовки и переподготовки врачей: новые болезни появляются постоянно, как и новые лекарства, средства диагностики и медицинские технологии, и современный врач просто обязан учиться непрерывно. Ни стимулов к этому, ни элементарной возможности многие специалисты в белых халатах не имеют. По словам академика, каждый третий доктор в стране сегодня вообще не имеет квалификационной категории.
Ирина Серегина сообщила, что до 1 декабря Росздравнадзор внесет в минздравсоцразвития проект концепции контроля за качеством медпомощи в РФ. По замыслу его авторов, документ должен создать основу, чтобы гарантировать не только качество оказываемой медпомощи, но и защиту информации о здоровье пациентов, что не всегда соблюдается врачами.
Ирина Невинная Российская Газета
|