Джордан Хашеми из Университета Миннесоты (США) разработал с коллегами новый компьютерный метод ранней диагностики больных аутизмом детей на основе положения их головы, походки и жестов. Хотя наиболее эффективные компенсирующие меры в отношении ребёнка с аутизмом могут быть предприняты при максимально ранней диагностике (до трёх лет), в действительности выявление заболевания до пяти лет (когда коммуникативная активность ребёнка в норме растёт) случается редко. Несмотря на то что существует несколько простых методик, таких как проверка отслеживания погремушки, передвигаемой слева направо вокруг его головы, и так далее (дети с аутизмом обычно демонстрируют пониженное внимание к такого рода визуальным раздражителям), проблемой является то, что даже в странах, где аутизм наиболее распространён (к примеру, в США), таких детей немного — всего 5,4 на 1 000. Иными словами, чтобы выявить одного больного, надо обследовать более ста здоровых, что трудоёмко. В других частях мира, где страдающих аутизмом не более 1–2 на 1 000, с диагностикой ещё хуже.
Исследователи решили отталкиваться именно от общей реакции детей на визуальные раздражители. Они сгенерировали двумерный «скелет» — набор расстояний от одной точки тела ребёнка до другой, элементы которого меняли свою длину в зависимости походки обследуемого, его жестов и движений. Выяснилось, что определённые средние числа, отражающие изменение соотношений расстояний между различными точками тела при тех или иных реакциях на внешние раздражители, остаются неизменными вне зависимости от пола и возраста ребёнка, выдавая у него наличие аутизма. Кроме того, оказалось, что у жертв аутизма при ходьбе руки «смотрят» в слегка разных направлениях, причём не эпизодически, а постоянно. Проверка методики визуального тестирования проводилась на нескольких маленьких аутистах, которые дополнительно проходили диагностику у обычных врачей, включая детского психолога, специализирующегося на этом недуге, детского психиатра и (несколько неожиданно) двух студентов-психологов. Результаты впечатляют: часто ПО ставило диагноз, не совпадавший с мнением детского психиатра и студентов-психологов, не расходясь при этом с выводами специалиста по детскому аутизму. На очереди — расширенное тестирование методики с привлечением видеоматериалов, хранящихся в архивах медучреждений. При этом, разумеется, техника может быть использована лишь как средство первичной диагностики, поскольку цена возможной ошибки в данном случае исключительно высока. И всё же метод может быть очень полезным для целого ряда стран, испытывающих дефицит во врачах. К примеру, в той же Африке регистрируемых случаев аутизма почти нет, что не раз заставляло экспертов сомневаться в эффективности его диагностики в условиях острой нехватки квалифицированного персонала.
|