Когда маленький ребёнок хочет спрятаться, он закрывает глаза. Хотя чего уж там — многие взрослые люди, когда им грозит опасность или сильная неприятность, тоже вполне по-детски закрывают глаза. Но если вернуться к детям — что именно они в этот момент думают? Их не видно, потому что они закрыли глаза, или их не видно, потому что они сами никого не видят?
Решать эту загадку взялись психологи из Кембриджского университета (Великобритания). Сначала они провели опрос среди 3- и 4-летних детей, выясняя, сможет ли их кто-то увидеть, если у них на глазах будет повязка. И можно ли увидеть другого человека с такой же повязкой на глазах. Почти все малыши ответили, что да, повязка на глазах — это хороший способ спрятаться от других, и что человека с повязкой невозможно заметить. Тогда учёные предприняли довольно остроумный эксперимент. Они надевали детям два разных вида очков: одни — с полностью затемнёнными стёклами, через которые ничего нельзя было увидеть, и другие — с зеркальными стёклами, через них ребёнок видел то, что делается вокруг, но заметить его глаза было невозможно, зеркальная поверхность всё отражала. Так психологи надеялись выяснить, что важнее: способность видеть самому или возможность увидеть другому человеку глаза ребёнка. К сожалению, не все дети поняли, в чём фокус зеркальных очков. Лишь семеро из тридцати семи осознали, что они могут видеть глаза других, но при этом их собственные глаза спрятаны. Однако из этих семи детей шестеро были убеждены, что их не видят независимо от того, в чёрных они очках или зеркальных. То есть, чтобы стать невидимым, нужно просто спрятать свои глаза от других. При этом, что любопытно, дети охотно признавали, что их голова и тело хорошо видны. Что говорит о том, как дети воспринимают собственное «я»: «я» для них отделено от тела, «я» можно спрятать, при том что тело будет оставаться на виду. Очевидно, решающее значение имеет зрительный контакт между ребёнком и другим человеком. В последующих экспериментах удалось выяснить, что дети считают себя незамеченными ровно столько, сколько удаётся не встречаться с кем-нибудь взглядом. И другой человек тоже считался «невидимкой», пока ребёнок не мог поймать его взгляд. Эти результаты подтвердились и тогда, когда вместо живых «напарников» дети играли с куклами. Словом, для того чтобы увидеть человека или чтобы самому стать увиденным, необходимо обоюдное внимание. Эти результаты могут сыграть большую роль в лечении аутизма: возможно, у детей с аутизмом получится пробудить интерес к окружающим, если как чаще стараться установить с ними зрительный контакт. Подготовлено по материалам Кембриджского университета.
|