Главная » 2012 » Октябрь » 26 » Найден генетический маркер восприимчивости к эффекту плацебо
Найден генетический маркер восприимчивости к эффекту плацебо
Чем больше допамина вырабатывается в организме человека благодаря особому варианту гена СОМТ, тем лучше он будет реагировать на плацебо.
Несмотря на то, что плацебо-препараты уже более 70 лет активно применяются при проведении клинических исследований, ученые до сих пор точно не знают, почему эти неактивные вещества помогают некоторым пациентам избавиться от симптомов и совершенно не действуют на других. Исследователям из США и Израиля впервые удалось обнаружить генетические различия между теми, кто «отвечает» и «не отвечает» на плацебо-препараты. Возможно, их открытие, опубликованное в журнале PLoS ONE, сможет объяснить, как именно возникает эффект плацебо.
По словам исследователей из Медицинского центра Beth Israel Deaconess и Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), ученым уже известно, что в восприимчивости человека к плацебо значительную роль играет нейротрансмиттер допамин. Чем больше в головном мозге допамина, тем лучше человек реагирует на прием плацебо. Поэтому ученые сконцентрировали свое внимание на гене, кодирующем фермент катехол-О-метилтрансферазу (СОМТ), который участвует в образовании допамина. Благодаря явлению полиморфизма, существует несколько вариантов этого гена — либо с двумя копиями аллелей метионина (met/met), либо с двумя копиями аллелей валина (val/val), либо с одной копией аллеля каждой аминокислоты.
Как выяснилось, люди, обладающие вариантом met/met, вырабатывают в 3-4 раза больше допамина, чем обладатели других генетических вариантов. Исследователи предположили, что именно такие люди должны лучше реагировать на прием плацебо. Чтобы проверить эту гипотезу, они проанализировали образцы крови участников клинического исследования 2008 года, в ходе которого проверялась эффективность разных способов лечения синдрома раздраженной кишки, включая акупунктуру в качестве плацебо-терапии.
Их предположения подтвердились: у всех участников исследования, положительно ответивших на плацебо-терапию, были обнаружены met/met варианты гена СОМТ. Обладатели этого гена в 6 раз чаще сообщали об улучшении своего состояния после акупунктуры, чем обладатели других генетических вариантов. Таким образом, пишут ученые, вариант met/met гена СОМТ можно считать генетическим маркером положительного эффекта плацебо, а вариант val/val — маркером нулевого эффекта плацебо.
Исследователи надеются, что их открытие особенно поможет исследователям, проводящим клинические испытания лекарств с участием плацебо-групп. В настоящее время новому препарату необходимо продемонстрировать эффективность, в несколько раз превосходящую эффект плацебо, чтобы быть одобренным FDA. Возможность заранее предсказывать эффект плацебо у участников исследований поможет сократить масштаб, стоимость и продолжительность клинических испытаний.

Источник: http://www.remedium.ru/