В мире нейрофармации говорят о ''пустой трубе'' – трубопроводе, который иссяк. В течение 2-3 лет крупные фармкомпании полностью или частично выходят из разработки новых лекарственных препаратов для пациентов с психическими проблемами. Это такие компании как Merck, Pfizer, Sanofi, GlaxoSmithKline, AstraZeneca, Novartis. Обеспокоенное Европейское общество психофармакологов ECNP срочно созвало в прошлом году конгресс в Ницце. Ученые признают, что средний период разработки нового лекарства для лиц с психиатрическими расстройствами – 13 лет – слишком велик. Кроме того, психиатрические препараты чаще, чем другие, проваливаются на стадии испытаний. Фарминдустрия не видит для себя иного выхода, как выйти из научных исследований. Компания GlaxoSmithKline, со слов одного из вице-президентов г-на Панде, участвовала в 14 научных исследованиях, связанных с разработкой новых лекарств для психических расстройств. ''Ни одно из этих исследований даже не начало показывать какие-то позитивные результаты''. В настоящее время компания сосредоточилась на разработке новых лекарств против болезней Альцгеймера, Гентингтона, Паркинсона и рассеянного склероза, где шансы на удачу оцениваются как более высокие. Рук. отдела клинических нейронаук из Merck д-р Сегеди: ''В психиатрии мы видим, как многие препараты, которые выглядели многообещающими в лабораторных условиях, терпят поражение в фазе испытаний''. Г-н Макай из пресс-службы AstraZeneca отмечает: ''Потребность в более современных лекарствах в сфере нейронаук огромна, но прогресс в лечении в последние годы достигнут не был''. Европейское общество психофармакологов ECNP: ''Напрашивается вывод о том, что индустрия пессиместична в отношении коммерческих шансов современных исследований центральной нервной системы''. Ситуацию комментирует профессор клинической фармакологии Лейденского университета Adam Cohen: ''Мы находимся в конце цикла – в фазе, когда все сводится к деньгам: ты как производитель лекарства можешь запросить любую цену, какую захочешь. И они в фарминдустрии это очень хорошо знают''. Современные антидепрессанты неплохи, считает Cohen, но он уверен, что их можно сделать лучше. Для этого надо лучше понимать нейрологическую основу психозов, приступов тревоги, депрессии. Это долгий путь к методу, который сможет разрешить проблему. А ''фарминдустрии нужен такой метод, который сразу приведет к разработке нового лекарства. Это ''мышление акционера'' – продолжает проф. Cohen. ''Конечно, бизнес говорит ''наши цены высоки, потому что мы должны соответствовать всем этим безумным правилам'' (в т.ч. регистрации препаратов). Но эти правила расширены, потому что потребитель не хочет платить столь высокие цены за препараты, если не доказано, что они абсолютно безопасны и полностью соответствуют ожиданиям… Конечно, нельзя ожидать, что бизнес будет вести себя как благотворители, но думаю, надо обратиться к опыту прошлого – сейчас это происходит в биотехнологиях. Там компании говорят акционерам: дайте нам деньги, мы из этого сделаем нечто интересное, но первые 8 лет вы от нас ничего не услышите. Компании как GlaxoSmithKline и Zeneca тоже должны осмелиться на такой шаг''…
|