Эксперты в области психологии и психиатрии обсудили в ходе круглого стола "Детский суицид: "черная" статистика" проблемы детского и подросткового суицида. Поводом к разговору послужили трагические события, когда 6 февраля две школьницы покончили с собой, спрыгнув с крыши дома, а 8 февраля выбросился из окна своей квартиры 15-летний подросток. По словам заместителя директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Бориса Положего, Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств среди подростков. Ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5-2 тыс. россиян в возрасте 15-19 лет. И если средний показатель по подростковым суицидам в мире составляет семь случаев на 100 тыс. человек, то в РФ - 19-20 случаев на 100 тыс. человек. В ряде регионов, например, Дагестане, самоубийства среди подростков единичны. В то же время в 2009 году в Республике Тыва было зафиксировано 120 случаев на 100 тыс. человек, а в Якутии – 74 случая. По словам эксперта, для подростков характерны резонансные самоубийства: если сверстники или кумиры лишают себя жизни, можно ожидать повторения случаев суицида, возможно, групповых. Эксперт подчеркнул, что СМИ должны давать взвешенную информацию о подобных происшествиях. По его словам, возможно неправильно поданная информация о самоубийстве школьниц спровоцировала новый случай. По мнению главного психиатра Минздравсоцразвития РФ, заместителя директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураба Кекелидзе, система профилактики подростковых самоубийств должна финансироваться государством и носить комплексный подход. Так, по словам З. Кекелидзе, в школах должна преподаваться психология. В настоящее время специалисты разрабатывают учебник по психологии для 3-4-х классов. Его внедрение займет не менее двух лет. На занятиях по психологии нужно говорить о наркомании, алкогольной зависимости, переходном возрасте, первой любви, ценности человеческой жизни. Появление нового предмета даст ребенку возможность получить знания, которые помогут ему понять самого себя. "Нужно объяснять школьникам, что не всегда первая любовь заканчивается удачно, и это нормально. Нужно подсказать, как с этим справляться", - считает Кекелидзе. По его мнению, в этом вопросе на помощь подросткам должны прийти и общественные организации, и церковь. "Мы ежегодно отмечаем День Святого Валентина, и это прекрасно. Но мне кажется, должен быть и святой, который поможет справиться с любовными неудачами. Должна быть икона, к которой могут обратиться молодые люди, если им не с кем поделиться своими переживаниями", - считает эксперт. Также он затронул тему влияния на подростков Интернета. У родителей нет возможности проконтролировать, какие сайты посещает ребенок, насколько они безопасны, в то время как дети могут посещать интернет-ресурсы, рассказывающие, например, о способах ухода из жизни. По словам координатора Центра безопасного Интернета в России Урвана Парфентьева, помимо таких сайтов существуют специальные группы в социальной сети, которые сложнее обнаружить. За прошлый год была прекращена работа около 20 подобных сайтов и социальных групп. Одна из причин подростковых суицидов – "романтизация смерти". По словам руководителя отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии, профессора Евгения Любова, подростки воспринимают смерть как некий эксперимент, "что-то обратимое". Поэтому нужно говорить с ними о ценности человеческой жизни. Е. Любов отметил, что у трети подростков возникают суицидальные мысли. В 90% случаев самоубийство – крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. До 75% старших подростков раскрывают намерение покончить с собой перед близкими, ищут возможности высказаться, но окружающие часто их не слышат. Эксперты пришли к выводу, что наряду с усилиями государства по профилактике суицидов россиянам нужно научиться быть внимательнее к своим близким.
|