Меры уголовной ответственности в законопроекте об урегулировании "родительских войн" при бракоразводных процессах будут иметь профилактическое значение. Надежду на это выразила в интервью ИТАР-ТАСС председатель профильного думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина /"Справедливая Россия"/, комментируя дискуссию в обществе, развернувшуюся вокруг данной инициативы. Документ, о котором идет речь, "направлен на то, чтобы учесть распространенные случаи, когда родители после расторжения брака или нерегистрации брака перестают жить совместно и расходятся", а ребенок становится "заложником конфликтных отношений", в частности, когда один из родителей "незаконно удерживает его". Поправками предлагается "решить вопрос о том, что же является местом жительства ребенка", подчеркнула Мизулина. При этом учитываются разные ситуации: когда родители разводятся, когда расходятся, если не состояли в браке, когда они могут договориться или когда к разрешению проблемы подключается суд, уточнила она.
По словам главы комитета, "предлагается эти ситуации урегулировать в интересах ребенка - чтобы ни в одном случае не было такого, чтобы его место жительства не было урегулировано". Одна из ключевых новаций законопроекта предполагает введение "реальных мер ответственности", продолжила Мизулина. Сегодня в Семейном кодексе РФ прописано, что родители, когда они позволяют себе незаконно перемещать ребенка или не давать возможности отдельно проживающему родителю общаться с ним, - привлекаются к гражданско-правовой ответственности, но в Гражданско-процессуальном кодексе, к которому идет отсылка, ничего об этом нет, "то есть реальной ответственности не существует", констатировала парламентарий. "И та распущенность родителей, которая имеет место быть, когда они зачастую необоснованно удерживают ребенка, лишают друг друга общения с ним, этот беспредел - следствие неурегулированности закона и отсылки к несуществующей ответственности, - считает она. - Именно поэтому поправками вводится административная ответственность". Однако вводится и уголовная ответственность. Как пояснила Мизулина, тюремный срок будет грозить, в частности, если "ранее родитель или другой родственник привлекался к административной ответственности за незаконное перемещение или удержание, создание препятствий для общения с ребенком вопреки решению суда".
В случае, когда такого рода действия будут связаны с отягчающими обстоятельствами, к примеру, будут совершены по предварительному сговору группой лиц или с применением насилия, шантажа, обмана, либо перемещением ребенка за пределы РФ, уголовная ответственность будет достигать 10 лет. Отвечая на вопрос о том, как быть в тех случаях, когда мать ребенка не откроет дверь его отцу, который, например, нетрезв, Мизулина отметила, что "такая ситуация остается в рамках семейного и гражданско-процессуального законодательства. "Если отец обращается в суд, пытаясь привлечь мать к административной ответственности, он должен доказывать, что она не открыла, а она - что он был пьяный", - уточнила она, призвав в таком случае апеллировать к свидетельским показаниям. "Сюда мы не "влезаем", эта норма есть и сейчас, она не отменяется и заключается в том, что общение не должно противоречить интересам ребенка", - резюмировала Мизулина.
|