Исследователи из Кембриджского университета (Великобритания) обнаружили связь между счастьем в подростковом возрасте и благополучием во взрослой жизни. Используя информацию о 2 776 участниках группового исследования British birth, начавшегося в 1946 году, учёные попытались выявить наличие связи между счастливым детством и преуспеванием в зрелости. Показатель позитивности детства складывался на основе учительских оценок того, насколько ребёнок в 13–15 лет популярен у других детей, насколько он счастлив и удовлетворён, легко ли заводит друзей и насколько точно его описывает фраза «чрезвычайно энергичен и никогда не устаёт». Кроме того, преподаватели оценивали проблемы с поведением (нетерпеливость, мечтательность, непослушание, лживость) и эмоциональные неурядицы (беспокойство, страх, робость, неудовлетворение от внимания к себе). Все эти показатели учёные связали с психическим здоровьем, опытом работы, отношениями и социальной активностью испытуемых через несколько десятилетий после начала исследования. В итоге выяснилось, что те испытуемые, которых учителя охарактеризовали позитивно, преуспевали в последующей жизни значительно чаще участников, не заслуживших положительных оценок. Под преуспеванием исследователи подразумевали удовлетворение от работы, частые контакты с семьей и друзьями, регулярные развлечения в свободное время. У счастливых детей на 60% реже, чем у прочих в последующей жизни развивались психические расстройства. Однако в семейной жизни «счастливчикам» везло меньше: они не только реже женились, но и чаще разводились. По мнению исследователей, счастливые люди обычно обладают большим чувством собственного достоинства, а потому охотнее прочих расстаются с супругами в случае неудачного брака. Подготовлено по материалам ScienceDaily.
|