Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет способствовать развитию системы помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Этой теме было посвящено специальное заседание Фонда, прошедшее на прошлой неделе, сообщили сегодня в Фонде поддержки детей. «Основная слабость социальных институтов, которые поддерживают семьи с детьми-инвалидами, - в отсутствии комплексного подхода в организации помощи, - считает председатель правления Фонда Марина Гордеева. - Мы видим задачу Фонда в том, чтобы стимулировать регионы к выстраиванию такой работы с детьми-инвалидами, когда различные ведомства будут взаимодействовать и дополнять друг друга в предоставлении услуг для реабилитации таких детей по месту жительства». Эксперты также отметили необходимость работы по преодолению стереотипов у специалистов. Зачастую врачи рекомендуют семьям, в которых родился ребенок с нарушениями развития, передать его в интернат, вместо того чтобы направить на консультации к соответствующим специалистам. Подобный подход значительно затрудняет начало социальной реабилитации этих детей и семей. Еще одна проблема, препятствующая эффективной работе, - крайне слабое взаимодействие комиссий медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.
В таких условиях составление эффективной индивидуальной программы реабилитации и оптимального образовательного маршрута для ребенка просто невозможно. По результатам обсуждения было предложено в программы Фонда по поддержке семей с детьми-инвалидами включить раннее сопровождение детей-инвалидов. Сразу после рождения ребенка у его родителей должен быть доступ как к медицинским, так и к психологическим и педагогическим услугам по месту жительства. Также планируется создание служб социальных помощников семьям, воспитывающих детей-инвалидов. Подобные службы значительно облегчают психологическое состояние родителей, а также дают возможность родителям устроиться на работу. Еще одной мерой в данном направлении может являться развитие сети социальных гостиных. Планируется также оказать содействие получению профессионального образования на базе школ и социально-реабилитационных центров /в том числе посредством дистанционного обучения/. Также эксперты считают необходимым внедрение в практику работы с детьми-инвалидами сетевой терапии. Данный метод уже активно используется при работе с неблагополучными семьями, а вот для работы с семьями с детьми-инвалидами его не применяют, хотя возможности данного метода позволяют проводить эффективную социальную реабилитацию этой категории граждан. Помимо этого специалисты планируют разработать и внедрить индекс толерантности по отношению к семьям с детьми-инвалидами. Также будет разработан технический регламент для оборудования учебных помещений для каждой категории детей-инвалидов и программно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса для инклюзивного образования. Все высказанные рекомендации экспертов будут использованы при составлении программного плана, который будет реализовываться с 2012 года, уточнили в Фонде поддержки детей.
|