Одни лингвисты, в том числе знаменитый Ноам Хомский, считают, что человеку дано нечто вроде «языкового органа» (врождённой способности к языку), который начинает работать на определённом этапе жизни, и просто выучиться языку невозможно. Другие настаивают на том, что на процесс овладения языком определяющее влияние оказывают не биологические, а социальные факторы: дети, которые были воспитаны животными, не обладают человеческой речью. Иными словами, вопрос стоит так: мы знаем или учим? Ответ на него хотели бы получить не только лингвисты... Рони Кацир из Тель-Авивского университета (Израиль) решил внести свой вклад в обсуждение проблемы, разработав компьютерную программу с минимальным когнитивным аппаратом, аналогичным тому, что дан младенцам. Сможет ли она выучить основы грамматики? Главное условие: программа ничего не знает ни о языке, ни о том, как ему можно учиться. Она просто воспринимает некоторую информацию и обладает способностью искать систему в разрозненных, казалось бы, данных. «Человеческий процесс обучения аналогичен процессу сжатия файлов: мы ищем характерные узоры в данных, — рассказывает г-н Кацир. — К примеру, нам надо описать последовательность из тысячи знаков. Конечно, мы можем просто перечислить их все по порядку, но можем заметить определённые повторения и с их помощью составить более компактное описание. Чем лучше вы что-то понимаете, тем более эффективно описываете». Г-н Кацир апеллирует здесь к известному принципу редукции (сведения сложного к простому), самым знаменитым выражением которого выступает «бритва Оккама». Частными случаями редукции являются принцип достаточного основания (в логике) и принцип минимальной длины описания (в информатике). Если предположить, что мозг человека обладает врождённой способностью к редукции, то, как показали первые эксперименты г-на Кацира, он и впрямь может учиться. Соответственно, языковые возможности человека не ограничены врождёнными способностями. Отчасти это подтверждается исследованием, проведённым специалистами из Канады и Франции. 63 ребёнка в возрасте 24 месяцев были разделены на две группы: в первой находились одноязычные дети, во второй — двуязычные, доказавшие базовое знание английского и французского в ходе предварительных тестов. Обеим группам были даны задания на оценку когнитивных способностей с добавлением отвлекающего фактора. Дети из второй группы справились с ними намного лучше. Учёные делают отсюда осторожный вывод о том, что обучение второму языку с пелёнок ведёт к лучшему контролю внимания. Но нас интересует другое: можно ли утверждать, подобно г-ну Хомскому, с какими врождёнными способностями появляются на свет люди, пока эти способности в полной мере не раскрылись? Как определить эту «полную меру»? Можно ли знать заранее, жив или мёртв кот Шрёдингера?
Подготовлено по материалам ScienceDaily и PhysOrg.
|