Количество коек в стационарах и мест в диспансерах для психически больных людей сокращается, говорят психиатры. Эксперты призывают принять меры для активной социальной поддержки таких пациентов, чтобы те не пополнили ряды бомжей и наркоманов. «В РФ на 2009 год было зарегистрировано 7,366 млн психических больных, при этом из них только 4 млн обращались за помощью к врачам. 16% больных нуждаются в стационарном лечении»,— сообщил и.о. директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского Зураб Кекелидзе 7 декабря.
При зашкаливающем уровне алкоголизма и наркомании в России связанная с ними проблема психических заболеваний должна вызывать пристальное внимание организаторов здравоохранения, но психиатрия обеспечивается ресурсами до сих пор «по остаточному принципу». По статистике, 3% населения России страдают депрессией и 1% (около 1,5 млн человек)— шизофренией. К 2020 году депрессии выйдут на первое место среди всех имеющихся патологий. Особенно распространена эта болезнь у женщин: доля больных среди них составляет 26%.
Уровень суицидов в РФ остается выше критического— 25,9 случаев на 10 тыс. населения (критическим считается уровень в 20 самоубийств на 10 тыс. населения). Кроме того, по словам профессора Кекелидзе, в РФ очень высок уровень «пограничных расстройств» психики— 52%, а «синдром выгорания» свойственен от 30 до 90% численности врачей, учителей и психологов (7% из них— тяжелые случаи).
Деньги Между тем финансирование психиатрии со стороны государства неизменно сокращается. Опыт же показывает, что чем больше сокращаются прямые затраты на психиатрию, тем больше затем растут косвенные потери государства от психических заболеваний. Так, по данным НЦ ЗД РАМН им. Сербского, если в 1997 году прямые затраты на лечение психиатрических заболеваний составили 0,4% ВВП, а косвенные потери— 0,7% ВВП, то есть в сумме психические болезни населения обошлись государству в 1,1%, то в 2005 году затраты составили 0,3% ВВП, косвенные выросли до 1%, и итоговые траты составили 1,3% ВВП. В России всегда большая— до 90%— часть денег на психиатрию уходила на содержание стационаров, и лишь оставшиеся 10% шли на амбулаторную помощь. Психиатры говорят, что сочетание должно быть 55% и 45% и что количество коек в стационарах для душевнобольных избыточно. За 10 лет, по данным профессора Натальи Букреевой, их количество сократилось на 10%, до 153 тыс. Госпитализировать медики стали больных существенно реже. Так, в 2009 году количество коек в ЛПУ данного профиля сократилось на 6,7 тыс. Эти больные должны были прийти в психоневрологические диспансеры. Пришли ли? Врачи говорят, что, несмотря на наличие 144 психо-неврологических диспансеров (17 тыс. мест), мест в них недостаточно и дальнейшая «программа развития амбулаторного лечения необходима». Даже при выделении по средствам ОМС в среднем 6 тыс. рублей на одного жителя РФ, финансирование помощи одному психическому больному, который в среднем в клинике находится 75 дня, составляет 10% от ресурсов, которые выделяет на больного этого профиля в США. Из средств бюджета здравоохранения на психиатрию расходуют в странах ЕС 6–9%, в США— 10–15%, в РФ— 3–4%. По расчетам профессора, руководителя отдела организации психиатрических службы центра им. Сербского Василия Ястребова, для полноценного лечения ресурсы в РФ на психиатрию должны быть в 10 раз выше. Иначе сегодня до 20% больных попадают на повторную госпитализацию, что уничтожает всю экономию.
Сокращение коек в психиатрических больницах РФ
Сокращение количества коек наметилось с1990 года, когда были закрыты обветшавшие и аварийные психиатрические больницы. На 1999 год в России насчитывалось 187,5 тыс. психиатрических коек в 278 психиатрических больницах и 124,6 тыс. психиатрических коек в 442 домах-интернатах. По данным на 2005 год, число психиатрических коек сократилось с 200,6 тыс. (в 1990 году) до 167 тыс. в 2005 году. По данным на 2007 год, на каждые 100 тыс. населения в России приходилось 113 психиатрических коек.
Чем прокормиться? Психиатры говорят о несовершенном законодательстве, отрицательном влиянии «монетизации» льгот: полученные на лекарства небольшие деньги многие больные просто пропивают. После передачи полномочий по оказанию медпомощи в области психиатрии в субъекты количество психоневрологических диспансеров в РФ существенно сократилось, особенно в маленьких городах и селах: за последние пять лет на 16%. Сами пациенты к врачу, который оказывается от них за сотни километров, не поедут даже за лекарствами, да и персоналу лишний раз навестить больного для помощи ему тоже становится проблематичным. При этом в 2,5 раза уменьшилось количество мастерских в диспансерах, где пациенты раньше могли восстанавливать трудовые навыки и хоть что-то заработать. А ведь 60% всех больных находятся в трудоспособном возрасте, однако возможность хоть как-то работать и зарабатывать на жизнь есть не более чем у 18% психически больных пациентов. «Все это приводит к росту повторных госпитализаций уже в стационары и инвалидизации пациентов»,— сказала СМИ профессор Букреева.
Из домов скорби в подвалы Общество относится к психически больным людям со смешанным чувством соболезнования и боязни, «как к людям, от которых стоит держаться подальше», заметил 7 декабря СМИ профессор Василий Ястребов, так что «чаще всего представление о больных в обществе негативное». Поэтому современным трендом в РФ становится перекладывание забот о таких людях на общественные гуманитарные организации. Досрочная выписка душевнобольных из стационаров— вопрос сложный и неоднозначный, считают эксперты: с одной стороны, закрытый стационар для многих пациентов чреват потерями социальных навыков, с другой стороны, общество получает перспективу увидеть на улицах сотни неадаптированных к нынешней социальной действительности людей, которые становятся бездомными, пополняющими чердаки и подвалы, к тому же накачанных психотропными препаратами. Особенно негативно сокращение стационаров сказывается в провинции, где одновременно сократилась и амбулаторная сеть. Эксперты полагают, если все «амбулаторное психиатрическое лечение» заключается лишь в назначении и предоставлении пациентам сильнодействующих психотропных препаратов, то результаты такого лечения могут быть плачевны. Опасны ли выпущенные на волю психически нездоровые люди для общества или же нет и, главное, куда, собственно, их выписывают? Чем они будут зарабатывать на жизнь? Зураб Кекелидзе на первую часть вопроса ответил отрицательно. «Количество правонарушений, совершенных душевнобольными, не отличается в среднем от таковых в популяции, так что в этом отношении перевод больных на амбулаторное лечение общество не должно пугать, это проявление стигматизации»,— сказал профессор Кекелидзе. На вторую часть вопроса не отвечает никто. Однако говорить о том, что все душевнобольные просто "агнцы" не приходится, ежегодно эти люди совершают тысячи опасных по отношению к обществу деяний. Как сообщили GZT.RU в пресс-службе Судебного департамента при Верховном суде РФ, за 2009 год судами было рассмотрено 7680 дел о применении принудительных мер медицинского характера к невменяемым. В результате 8144 человека были признаны больными и отправлены на принудительное лечение. В 2008 году подобных процессов было немного больше: суды рассмотрели 8413 таких дел, признав невменяемыми 9065 человек.
Есть опыт Перевести душевнобольных людей со стационара на амбулаторное лечение непросто, хотя это тренд цивилизованных стран. Этот путь прошли многие страны. Опыт ряда стран, в том числе США, шедших по пути сокращения психиатрических больниц в 1970–1990-е годы показывает, что многие из пациентов стали бездомными. «Оказание помощи бездомным психически больным стало одним из наибольших испытаний для госсистемы психиатрической помощи и общества в целом. Есть данные о том, что почти у 75% взрослых бездомных в США диагностируются тяжелые психические заболевания и/или расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Кроме того, у бездомных психически больных психические расстройства протекают в более тяжелой форме, чем у психически больных в целом»,— писал «Национальный психиатрический журнал». Без жесткого патронажа ряд даже тяжелых пациентов отказываются принимать лекарства из-за мучительности побочных эффектов. В итоге вместо госпитализации и психиатрического лечения психически больные, совершившие даже мелкие правонарушения, часто подвергаются аресту и заключению в тюрьму.
Исследования TAPS Исследования TAPS, исследовательской группы из Великобритании под руководством профессора Джулиана Леффа, в котором анализировались результаты закрытия двух психиатрических больниц викторианского типа (Friern и Claybury Hospital), показало, что есть факторы, обязательные для успеха адаптации пациентов. Решение о закрытии больниц было принято в 1983 году, к исследованию ученые приступили в 1985 году. Основным объектом исследования была группа пациентов, которые длительное время находились в стационарах по поводу различных психических заболеваний. Было исследовано восемь годовых когорт пациентов, которые обследовались через 12 месяцев, а затем повторно через пять лет после выписки из стационара. Самая большая группа (78%) пациентов была переведена при выписке в общежития, персонал которых помогал им в социальных вопросах. Меньшие группы больных жили в общежитиях без специального персонала (7%), самостоятельно (11%) или с семьей (4%). При изучении их состояния через год выяснилось, что за первый год умер 21 пациент (3%), два пациента побывали в тюрьме, 102 (15%) были повторно госпитализированы, 6% выписанных больных стали постоянными пациентами психиатрических больниц. Была показана высокая эффективность непрерывной программы внебольничной помощи хронически больным, с постоянной психосоциальной поддержкой и сохранением навыков повседневной жизни. Через 14 месяцев оказалось, что из группы пациентов, которым после выписки оказывалась активная психосоциальная поддержка, повторно лечились в стационаре только 6%. В контрольной группе, которая получала обычную помощь, 58% пациентов повторно попали в стационар. Пациенты экспериментальной группы встроились в профессию, жили более независимо и чаще контактировали со знакомыми и родственниками. У них было меньше отклонений в психике. Через 28 месяцев различий между группами также не было выявлено: успехи пациентов зависели от того, продолжали ли они получать психоциальную поддержку. Так что только интенсивная и длительная программа внебольничной активной психиатрической помощи может сделать больных с тяжелыми и хроническими психическими расстройствами независимыми от психиатрической больницы.
Нужно общество и власти готовить к принятию этой ноши Психиатр-эксперт Независимой психиатрической ассоциации Владимир Иванов сказал GZT.RU, что международный опыт показал, что общество должно быть готово к тому, что больные люди могут жить вне больничных стен, но среду, в которую попадут эти люди, необходимо готовить. «Готовить к этому необходимо и социальные службы. Придется не ждать больных у врача, а социальным работникам и волонтерам самим идти к ним, сказал доктор.— На территории должны знать: сколько больных выписано, куда они пойдут после выписки, стараться смягчать драматические ситуации. Врачи заранее должны ставить вопрос адаптации этих людей перед муниципалитетами».
|