По данным Минздравсоцразвития РФ, показатели рождаемости, младенческой и материнской смертности, которые непосредственно касаются работы службы родовспоможения, несколько улучшаются. Тем не менее родовспоможение остается в России «агрессивным», а врачи— необразованными. По словам директора департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Валентины Широковой, прозвучавшим 28 сентября на XI Всероссийском научном форуме в области гинекологии, акушерства и неонатологии «Мать и дитя», результаты пока «скромные», но они есть. Так, в 2005–2009 годах рождаемость, по версии ведомства, увеличилась на 26%, уменьшилась младенческая смертность на 13,4% и стабилизировалась материнская смертность. Субъектов РФ, где показатели младенческой смертности приблизились к европейским, то есть составляет меньше 6 промиле, сегодня стало 17, это немного, но в 2008 году их было всего 4. Но на отсутствие стандартов медпомощи показывает то, что данные о смертности в городе и на селе различаются в РФ практически на треть, различны они также по субъектам России. По словам главного акушера-гинеколога России Лейлы Адамян, сегодня в России работает 2564 ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) родовспоможения, но только 2% женщин рожают детей в оснащенных университетских клиниках, а 54%— в малокомплектных роддомах без возможности получить медпомощь высокого уровня. В итоге только 35% родов проходят без осложнений. Над этим стоит подумать, так как нередко возникает необходимость оперировать новорожденных. По словам Валентины Широковой, неонатальная хирургия должна сдвигаться на более ранний возраст ребенка, когда вступают в силу компенсаторные возможности организма ребенка и нет угрозы нарушить какую-либо функцию. Но такая возможность есть далеко не у всех ЛПУ.
С учетом специфики региона Письма в редакцию о ситуациях, которые складываются в отдаленных регионах, показывают, что решение закрывать некомплектные ЛПУ действует повсюду. Вот только в условиях огромной страны закрытие малокомплектных роддомов может принести населению немало бед. «Бывают роддома и на 10, и на 8 коек, все зависит от оснащения роддома,— сказал GZT.RU депутат Сергей Колесников.— Если нет осложнений, роды принимать может акушерка, и это неправильно, что их количество на селе сокращается. Конечно, неоснащенный роддом с плохими кадрами— горе пациентам. Здравоохранение должно быть удобно населению, а не врачу или ЛПУ, конечно, его нужно структурировать, но в первую очередь стоит думать о пациенте, а об экономике – во вторую очередь». Колесников утверждает, что модернизировать здравоохранение в РФ необходимо с учетом региональной специфики.
9 тыс. детей из пробирки По данным Валентины Широковой, постепенно увеличивается возможность оказания высокотехнологичной помощи для маленьких детей, в том числе в 40% случаях речь идет о детях- инвалидах (в 2008 году таких операций проведено 38 тыс., в 2009 году— 43,7 тыс.). За счет программы родовых сертификатов постепенно идет переоснащение ЛПУ (закуплено 52 «инкубатора» для младенцев, около 550 тыс. УЗИ— установок, построено к 2010 году 4 перинатальных центра (хотя «обещаны» 24. — GZT.RU). На 2011 год государство выделит 9 тыс. квот для экстракорпорального оплодотворения и ресурсы более 1 млрд рублей.
«Или не довезли, или получили летальный результат» Однако проблемы родовспоможения пока что перехлестывают отечественные достижения многократно. Так, по словам Широковой, решающую роль в данной сфере должны сыграть модернизация инфраструктуры, выполнение порядков, стандартов клинической практики, управление потоками пациентов, чтобы каждая женщина или ребенок, имеющие риски, попадали в ЛПУ соответствующего уровня с четким районированием. «Пока же не редкость, что беременную или „не довезли, или оказали помощь на таком уровне, что получили летальный результат", сказала директор департамента. Что касается использования оборудования, то и тут есть о чем задуматься. Конкретная цифра: по словам Широковой, в 2009 году консультации и роддома провели 7 млн ультразвуковых исследований. Родились 1 млн детей. До начало родов было выявлено 14 тыс. пороков развития ребенка, а после родов— 156 тыс. Значит, для проведения ранней диагностики УЗИ не настолько эффективно, как думают медики.
Тренируются на пациентах Одной из самых больших бед в акушерстве и гинекологии остается низкая квалификация акушеров-гинекологов. По словам Лейлы Адамян, «завотделениями, завклиниками, кафедрами считают, что больше учиться не надо», при этом в России царит «разгул полипрагмазии» (выписывание множества, в том числе взаимоисключающих лекарств). Кроме того, клиники претендуют на проведение высокотехнологичной медпомощи, а имеют часто «одного стоящего хирурга и заезжих гастролеров», и при аттестации «показать ни техники, ни специалистов не могут». Многие не могут сдать и аттестационных экзаменов. По словам главного акушера-гинеколога, если на Западе никто к больному не подпустит специалиста, если он не сделал менее 1 тыс. операций, то в РФ к больному врач идет сразу, как получил диплом. «Сегодня есть необходимость инфицировать» медсообщество идеей медицины доказательств,— сказал на форуме член-корреспондент Академии медицинских наук, Геннадий Сухих, руководитель Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН им. Кулакова.— Иначе удаление от цивилизованного мира будет только усугубляться». По словам академика, в лекарственных перечнях много устаревших, бездоказательных лекарств, избыток иммуномодуляторов, актовегина, «съедающих миллионы рублей», а таких средств, как эстрогены, гестагены, гонадотропины, нет, и без включения их в обязательный перечень ЖНВ ЛС никакой главврач закупить их не сможет. Из-за отсутствия современных знаний у специалистов в России «ужасная поздняя диагностика онкологических заболеваний» в гинекологии, а также царствует чрезвычайно «агрессивное родовспоможение». Работают многие медики, по словам Лейлы Адамян, «кто во что горазд» и «не дают женщинам родить нормально». К сожалению, приходится говорить и о гигиенических навыках персонала, и об элементарном мытье рук, сказала Адамян.
Пока в России еще есть, кому рожать... Академик Сухих привел в пример специалистов из клиник и медцентров Тюмени, Новосибирска, Ханты-Мансийска, Иваново, которые стажировались на Западе и внедряют более прогрессивные технологии, чем столичные коллеги. «С подготовкой кадров у нас „провальное дело",— поддержал коллег академик Владимир Серов, президент Общества акушеров-гинекологов РФ.— Заведуют кафедрами акушерства и гинекологии теоретики, и это— рекомендация Минздрава. Преподавание оторвано от клиник, студенты слабо подготовлены и станут слабыми врачами». Сегодня общественная организация не влияет ни на уровень преподавания, ни на аттестацию специалистов, ни на составление профессиональных требований к врачам.
«Успехи» под угрозой Эти и множество других проблем решать придется и достаточно быстро, поскольку, по прогнозам демографов, достаточно скоро количество женщин фертильного возраста сократится, и все демографические «достижения» отечественного родовспоможения, которыми гордятся организаторы здравоохранения, могут резко нивелироваться. К тому же такое явление, как аборты, остается непоколебимым: на 1,6 млн родов в 2009 году пришлось (только по официальным данным) 1,23 млн абортов. Чтобы снизить их количество, с 2012 года предполагается создать центры кризисной беременности, где женщины будут получать, по словам Валентины Широковой, «не только моральную помощь».
|