Ученые из Великобритании выяснили, что развивающие компьютерные игры не способствуют развитию интеллекта. Отчет о работе группы специалистов под руководством Адриана Оуэна (Adrian Owen) из британского Совета по медицинским исследованиям (Medical Research Council) опубликован в журнале Nature. Для участия в исследовании ученые пригласили более 11 тысяч добровольцев из числа зрителей научно-популярной телепередачи Bang Goes the Theory, которая выходит на канале BBC One. В течение шести недель 8,6 тысячи участников исследования трижды в неделю не менее десяти минут в день играли в 12 типов компьютерных игр, разработанных для развития логического мышления, памяти, внимания и других умственных способностей. Около 2,7 тысяч добровольцев из контрольной группы в течение аналогичного периода времени занимались поиском информации в интернете. До начала эксперимента и после его завершения участники исследования прошли тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ). По результатам работы было установлено, что за время исследования игравшие добровольцы улучшили свои результаты выполнения предложенных заданий. Однако улучшение умственных способностей в целом в обеих группах зафиксировано не было. Оуэн заявил, что улучшившиеся показатели выполнения заданий на компьютере никак не повлияли на результаты IQ-тестов. По мнению ученого, не стоит ожидать общего улучшения умственных способностей от развивающих компьютерных игр. Американский невролог Питер Снайдер (Peter Snyder), не принимавший участия в исследовании, отметил, что представленные на рынке развивающие компьютерные программы были разработаны для пожилых людей, умственные способности которых снижены. Снайдер считает, что для получения более точных результатов необходим иной подход к подбору участников исследования.
Из другого источника:
Игры для развития умственных способностей на самом деле не повышают интеллекта
Многочисленные игры, предназначенные для развития умственных способностей, на самом деле не развивают интеллектуального уровня. К такому выводу пришли эксперты Совета медицинских исследований в области познания и Нейробиологического центра Кембриджского университета по результатам масштабного исследования, в котором согласились принять участвовать более 11 тыс добровольцев возрастом от 18 до 60 лет. При посредничестве вещательной корпорации Би-би-си и веб-сайта "Лэб Ю-Кей" все они по 10 минут три раза в неделю проходили регулярную тренировочную практику, во время которой развивали свои навыки в наиболее популярных компьютерных играх. Последние, согласно заложенным в них инструкциям, призваны были содействовать развитию памяти, логического мышления, умению планировать свои действия, выходить из затруднительных ситуаций, а также лучше запоминать визуальный ряд. В общей сложности эта практика заняла шесть недель. При этом участников этого "брейнтренингового" эксперимента разделили на две группы. Первая из них сконцентрировалась на играх с упором на логику и планирование, а вторая - на играх с коммерческим уклоном. По ходу этого полуторамесячного периода все проходящие практику подверглись на разных этапах четырем усложняющимся по нарастающей тестам, призванным определить уровень изменений "ай кью" каждого из них. При этом эти же тесты проходила и третья группа участников, которая сдавала только тесты, не проходя никакой игровой практики. От теста к тесту "игроки" совершенствовали свои результаты, однако то же самое происходило и с "неиграющими". Более того, последние в двух тестах обошли первую группу по показателям. "Брейнтренинг или поиски возможностей усовершенствовать функцию мозга путем регулярного использования компьютерных тестов представляют собой индустрию, приносящую многомиллионную прибыль, однако до сих пор удалось получить слишком мало прямых свидетельств того, что все это на самом деле работает. Полученные нами данные наверняка удивят миллионы людей по всему миру, которые ежедневно прибегают к тому или иному виду брейнтренинговой практики, будучи уверенными в том, что упражнения для ума совершенствуют их способности в решении ежедневных проблем. Одна из наших компьютерных игр тестирует память игроков в зависимости о того, какое количество цифр они способны запомнить. Однако мы выявили, что понадобится почти четыре года еженедельного тренинга, чтобы научиться запоминать всего лишь одну дополнительную цифру", - заявил один из членов экспертной группы доктор Адриан Оуэн. По мнению еще одного эксперта исследовательской группы - профессора Клайва Балларда из Общества имени немецкого психиатра Алоиса Альцгеймера, проведенные тесты ясно показали, что для людей, стремящихся к совершенствованию умственных способностей, "активные действия, как, например, прогулки, являются куда лучшим способом потратить свое время". Правда, при этом он не стал напрочь отвергать роль игрового брейнтренинга, не исключив, что игровая практика, возможно, способствует более продолжительному поддержанию мозга в работоспособном состоянии при старении организма. Однако для того, чтобы что-либо утверждать в этом вопросе, понадобятся дополнительные исследования.
|