Современные дети резко отличаются от тех, кто ходил в детский сад 20, 10 и даже пять лет назад: нынешнее поколение проявляет меньшую любознательность и желание действовать, но имеют высокий IQ. Такие данные последних исследований психологов привел сегодня на заседании президиума Российской академии образования в Нижнем Новгороде, посвященном стратегии "Наша новая школа", вице-президент РАО академик Давид Фельдштейн. "Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики - Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов, - сказал он, - в связи с чем необходима разработка новых психологических и педагогических методов, пока мы продолжаем пользоваться методами, созданными 50-60 лет назад". По его словам, в настоящее время психологи фиксируют реальные изменения детства - как в физиологическом отношении, так и в развитии сознания и самосознания ребенка. К примеру, все больше рождается левшей, нынешнее поколение обладает большим объемом памяти, чем предыдущие, но испытывает проблемы в эмоциональной сфере. "Буквально на наших глазах произошел сдвиг межвозрастных переходов, увеличивший период детства - по многим психофизиологическим показателям сегодняшние первоклашки и даже ученики 2-го класса соответствуют дошкольникам", - считает вице-президент РАО. Этот факт, по его мнению, должно учитывать при формировании новых учебных программ - делать их более увлекательными, с элементами игры. Исследования, проведенные специалистами нескольких психологических институтов, показывают, что современные дошколята уступают своим предшественникам по таким показателям, как визуальное мышление /отвечающее за способность систематизировать и анализировать информацию/, креативность, воображение, познавательная сфера. Особенно тревожит психологов дефицит произвольности, самостоятельности у подрастающего поколения. По их данным, 25 проц детей дошкольного возраста беспомощны в социальной сфере, неспособны разрешать конфликты со своими сверстниками, при этом около 50 проц детей в конфликтной ситуации склонны к проявлению агрессивности. Вместе с тем, как отметил Давид Фельштейн, есть и позитивные тенденции, в частности, с каждым годом увеличивается категория одаренных детей, имеющих таланты в самых разных областях жизни. Кроме того, недавние исследования показали, что 50-55 проц старших дошкольников и младших школьников имеют коэффициент интеллекта /IQ/ 115 баллов и выше. "В связи с этим есть опасения возможного перекоса в развитии, - уверен академик. - Например, не в пользу развития коммуникативных навыков". В этой ситуации, считают ученые, школа должна меняться. "Учителям нужно ориентироваться не только на объем знаний, но и развивать в учащихся способность мыслить, вводить для этого новые формы обучения", - обратился к педагогам вице-президент РАО. По его словам, то же касается и построения учебных книг нового поколения, которые должны учитывать особенности современных детей.
|