Людям свойственно преувеличивать свои способности и считать себя исключением из правила. Возможно, это и так, но не в том случае, когда речь идет о совмещении нескольких занятий во время управления автомобилем. Число лиц, которым от природы дано ехать на машине и одновременно разговаривать по телефону без ущерба для безопасности движения, крайне мало. Если вы возомнили себя таким человеком, то скорее всего вы не правы, ответственно заявляют американские исследователи из Университета штата Юта. Они опытным путем установили, что количество лиц, способных безопасно управлять автомобилем и напрягать мозги во время разговора по телефону, не превышает 2,5 проц населения США. "Учитывая число лиц, регулярно совмещающих эти два занятия, приходится только надеяться на то, чтобы данный процент был выше, - заметил в этой связи психолог Джеймс Ватсон из Университета Юты. - Пожалуй, все мы считаем себя исключением из правила, однако такая вероятность мала. В действительности, шансы на это примерно равны вероятности того, что подброшенная монета пять раз подряд упадет "орлом" вверх". В эксперименте исследователей приняли участие 200 человек. Им сначала была поставлена задача имитировать вождение машины на экране компьютера, потом попросили совместить это занятие с разговором по мобильному телефону, в ходе которого надо было запоминать слова и производить математические действия. Потом результаты сравнили, уделив основное внимание скорости реакции на возникновение опасной ситуации на дороге, соблюдению интервала между авто, памяти и правильности математических действий. Как и следовало ожидать, в большинстве случаев дополнительные вводные негативно отразились на внимании водителей. Скорость нажатия на педаль тормоза снизилась на 20 проц, число нарушений положенного интервала между машинами возросло на 30 проц, способность запоминать информацию сократилась на 11 проц, а производить математические действия в уме - на 3 проц. Правда, нашлись вундеркинды, которые прекрасно справились со всеми задачами. У них, кстати, способность запоминать что-либо в разговоре по телефону за рулем даже улучшилась на 3 проц. Соавтор исследования Дэвид Стрейер предполагает, что у таких лиц участки мозга, отвечающие за совмещение нескольких занятий, отличны от большинства населения Земли. И причина может заключаться в генетике. Ватсон и Стрейер в настоящий момент занимаются изучением поведения военных летчиков. Согласно выдвинутой гипотезе, в отряд пилотов ВВС в основном попадают люди, способные одинаково хорошо справляться с несколькими заданиями одновременно.
|