Телесные наказания не дают какого-либо эффекта, кроме повышения агрессивности ребенка. Об этом говорят результаты нового масштабного исследования, охватившего несколько континентов. Группа психологов из университета Мичигана провела так называемое кросс-культурное исследование сразу в нескольких странах. Индия, Китай, Таиланд и Филлипины в Азии, Италия в Европе и Кения в Африке — такой охват разных культур должен был обеспечить ученым получение более глобальных данных, чем в случае локальных исследований. Ранее уже публиковать исследования, где на примере американских семей доказывалось, что порка детей ни к чему хорошему не приводит. И у специалистов в других странах мог возникнуть закономерный вопрос о том, можно ли переносить данные психологов и педагогов США на другие культуры? Более того, даже в одной стране может сосуществовать несколько разных культур: традиции профессорской семьи в Санкт-Петербурге заметно отличаются от традиций семьи оленеводов на Чукотке, хотя формально в обоих случаях речь идет о россиянах.
Американская специфика В США тема кросс-культурных исследований особенно актуальна из-за расовых различий, наличия наряду с потомками европейцев выходцев из Латинской Америки и негров. С термином «негр» связано расхожее мнение о его неполиткорректности и едва ли не полном табу на употребление — несмотря на то, что журнал Journal of Negro Education выходит до сих пор.
Вопросы к мамам и детям В исследовании приняли участие 292 матери с детьми от 8 до 12 лет. Ученые хотели найти ответ на следующие вопросы — какие именно средства воздействия на ребенка приводят к наибольшей тревожности и агрессивности и есть ли существенная связь между выбранным методом воздействия и поведением ребенка. Возможные приемы воспитания включали объяснение того, что такое «хорошо» и «плохо», требование от ребенка извиниться, лишение поощрений, шлепанье, выражение своего недовольства, пристыжение, ругань и крик, угрозы или, напротив, обещание поощрений за правильное поведение. Все эти методики были перечислены в специальном опроснике, а далее как мамы, так и сами дети заполняли его, отмечая наиболее частые в их жизни практики и то, насколько они приемлемы в целом. Участники опроса тем самым давали не только информацию о том, как они воспитывают детей (или как их воспитывают родители). Они попутно оценивали то, насколько типична их семейная ситуация — насколько близки семейные традиции к общепринятым нормам. А кроме указанных выше вопросов исследователи обращали внимание на еще два показателя: агрессивность и тревожность детей.
И что в итоге? Несмотря на существенные различия в культурах Италии и Кении, общая закономерность прослеживалась достаточно четко. Дети из семей, где чаще практиковались серьезные наказания — крики, порка или целенаправленное игнорирование ребенка, — оказывались более тревожными и более склонными к агрессии. Конечно, здесь может идти речь и о том, что изначально агрессивный ребенок совершает более серьезные проступки, чем его спокойные сверстники, но сами исследователи склонны считать, что серьезные наказания в принципе неэффективны. «Проявление любви и внимания к ребенку,— говорит Эндрю Гроган-Кэйлор, профессор университета Мичигана,— оказываются более эффективны». Совместный досуг и общение с детьми дают больший вклад в благополучие семейных отношений, чем все попытки «вбить» в ребенка представление о дисциплине.
|