«Учиться, учиться и ещё раз учиться!». Этот лозунг, хорошо знакомый каждому советскому человеку, осовременили американские неврологи. Они доказали, что обучение способствует здоровью мозга - стимулирование умственных способностей ограничивает пагубные последствия старения на память и познавательные навыки. Повседневная программа обучения активирует рецепторы нейронов, которые помогают сохранить клетки мозга в нормальной функциональности на оптимальном уровне. Эти рецепторы активируются белком под названием нейротрофический фактор головного мозга /BDNF/, способствующего росту и дифференциации синапсов, ответственных за связи между нейронами. BDNF играет ключевую роль в формировании воспоминаний. Именно поэтому обучение - это важный стимул для мозга, чтобы он продолжал эффективно работать, заключают американские нейробиологи. Исследователи также установили, что эти процессы связаны с ритмами мозга, контролируемыми за счёт обучения, и называются тета-ритмами, жизненно важными для кодировки новых воспоминаний. Тета-ритмы происходят в гиппокампе и затрагивают работу многочисленных нейронов. В лабораторных тестированиях на грызунах учёные Калифорнийского университета определили, что обучение и применение искусственных тета-ритмов приводят к сигнализации BDNF на синапсах. С естественными процессами старения тета-ритмы ослабляются, ухудшая память и другие познавательные способности мозга. Таким образом неврологи сделали вывод, что поддержание умственной активности сохраняет нейронную сигнализацию BDNF с постоянной скоростью, тем самым помогая мозгу сопротивляться процессам старения.
|