Разговоры во время движения за рулём автомобиля – будь то телефонные звонки или беседа с пассажиром – ограничивают способности водителя пользоваться языком, то есть говорить "по-человечески", а также воспринимать, осмысливать и запоминать речь. К такому выводу пришли американские психолингвисты под руководством профессора Гэри Делла (Gary Dell) из университета Иллинойса.
О том, что болтовня за рулём мешает адекватно вести машину, хорошо известно. А Делл и его коллеги решили показать, что верно и обратное: "Можно подумать, будто говорить и понимать речь очень легко. Но это не правда. Данная, требующая концентрации внимания деятельность не должна конкурировать с другими задачами, такими как вождение автомобиля", – убеждён профессор.
Как сообщается в пресс-релизах университета (1, 2), в эксперименте приняли участие 96 пар "водитель – собеседник". Опыты проводились на автомобильном симуляторе. Испытуемые должны были в наушниках прослушать короткие истории из трёх-четырёх предложений, которых они никогда не слышали раньше, а затем с максимально возможной точностью пересказать их своим партнёрам, находясь рядом с ними на сиденье или говоря по телефону из другого помещения.
После тестов на симуляторе участников опыта попросили вспомнить услышанные истории. Оказалось, что если добровольцы сидели в "неподвижной" машине, они справлялись с пересказом примерно одинаково хорошо. Но как только виртуальный автомобиль начинал "ехать" и дорожная обстановка усложнялась, например нужно было преодолеть перекрёсток, водители терпели поражение. В среднем они вспомнили на 20% меньше информации, чем им было рассказано.
"Это исследование показывает, что различные аспекты языка отправляются в ад, когда вы за рулём", – считает психолог Артур Крамер (Arthur F. Kramer), помогавший коллегам в данной работе. "Впрочем, если разговор действительно важен, водитель, вероятно, сосредоточится на беседе, а качество вождения будет страдать, и наоборот", — замечает Делл.
"Управление машиной оказало негативное воздействие на пересказ истории, а также процесс её осмысления и кодирования в долговременной памяти", – заключили психолингвисты в
статье, опубликованной в журнале Psychonomic Bulletin & Review.