В уходящем году наиболее удачливыми и продуктивными из ученых-медиков оказались, пожалуй, исследователи мозга. Им удалось визуализировать некоторые ключевые процессы в нервной системе, отыскать мозговые "хранилища" тех или иных мыслительных функций, описать ряд биохимических взаимодействий в ЦНС и совершить еще несколько любопытных открытий.
Ученым из Университета Калифорнии в Дэвисе удалось снять на видео формирование синапсов – связей между нервными клетками, за счет которых они объединяются в сети, обеспечивающие функционирование нервной системы. Пометив флюоресцентными веществами ключевые белки процесса – нейролигин, мембранную гуанилаткиназу PSD-95 и глутаматный NMDA-рецептор – в изолированных крысиных нейронах, ученые пронаблюдали, как "встретившиеся" отростки клеток скрепляются нейролигином, а затем в формирующийся синапс встраиваются NMDA-рецепторы и связывающаяся с ними PSD-95. Помимо визуализации формирования синапса, полученная запись продемонстрировала ключевое значение в этом процессе белка нейролигина, обмен которого, как показали предыдущие исследования, нарушен при некоторых психических расстройствах, например аутизме.
Наблюдая за перемещением другого типа глутаматных рецепторов – AMPA – исследователи из американского Университета Джонса Хопкинса смогли увидеть процесс формирования воспоминаний. Дело в том, что возникновение долгосрочных связей между нейронами, за счет которого хранятся воспоминания, подразумевает движение AMPA-рецепторов к местам связей и от них. Для визуализации возникновения нейрональных связей ученым пришлось "обесцветить" молекулы клеток лазером, чтобы наблюдать свечение только помеченных флюоресцентным маркером AMPA-рецепторов, а также сконструировать специальный микроскоп. В процессе наблюдения выяснилось, что перемещение рецепторов происходит при помощи белка 4.1N, без которого, как было известно, долговременная память не формируется. Разработанная методика визуализации будет применяться для изучения механизмов нарушения памяти при болезни Альцгеймера и других видах деменции.............
|