Специалисты Северо-западного университета Иллинойса под руководством Нины Краус (Nina Kraus) наглядно продемонстрировали различия в мозговой деятельности музыкантов и немузыкантов.
Занятия музыкой благотворно влияют на физиологию мозга — научно доказанный факт. Теперь же американские специалисты решили прояснить, чем всё же отличаются процессы в мозгу музыканта по сравнению с немузыкальными людьми и как это проявляется в повседневности.
В ходе исследования, результаты которого опубликованы в The Journal of Neuroscience, учёные сформировали две группы испытуемых, одна из которых включала в себя 16 профессиональных музыкантов, другая — 15 людей, музыкой не занимавшихся.
Участников эксперимента просили повторять предложения, произносившиеся на фоне шумов. Прикреплённые к головам подопытных электроды в это время фиксировали мозговую активность. В обоих случаях помехи провоцировали задержку реакции мозга, но у музыкантов она оказалась много короче и практически не искажала восприятие речи.
Причина столь кардинального различия может иметь генетические корни, но, по мнению учёных, вероятнее всего, что мозг музыкантов развился в результате многолетних тренировок.
"Навык анализа звукового потока, вычленения мелодии на фоне гармонических звуков, входит в повседневную жизнь музыкантов. Его можно рассматривать как процесс аналогичный восприятию речи на фоне шумов, — утверждает Краус. — Занятия музыкой реально способны помочь детям, страдающим нарушениями речи или аутизмом, испытывающим особые трудности в шумной обстановке. Так ребёнок будет учиться не только играть на инструменте, но и ориентироваться в современной звуковой среде". Некоторые подробности исследования доступны для прочтения (
pdf- документ ) на сайте университета.