Когда человек учится говорить – он вдобавок обучается слышать речь. К такому выводу пришли учёные из лаборатории Хаскинса в Йеле (Haskins Laboratories), исследовав механизм обучения речи. Открытие может значительно способствовать прогрессу в лечении речевых расстройств.
Дэвид Остри (David Ostry) с ассистентом протестировали влияние моторного обучения речи на слуховую перцептивную обработку звуков в дальнейшем. "Речь обучающегося" учёные сымитировали при помощи роботизированного устройства, которое вносило незначительные изменения в траекторию движения челюсти испытуемого, когда тот говорил.
Для оценки восприятия речи участники слушали произносимые компьютером английские слова "had" и "head", звучащие похоже, и затем старались проартикулировать их несходным образом. Успешность обучения определялась на основе оценки того, как точно участники эксперимента смогли скорректировать движение своего речевого аппарата для правильного произношения.
Оказалось: чем больше испытуемый прикладывал усилий в процессе обучения, развивая моторику, тем в большей степени совершенствовалось и его восприятие речи. По завершению опыта его участники гораздо тоньше улавливали отличия в произношении слов, чем люди в специально собранной контрольной группе.
"Мы обнаружили, что обучение речи — подобие улицы с двусторонним движением, моторная функция влияет на сенсорную обработку и наоборот, — говорит Остри. — По мере того как ребёнок учится говорить или взрослый осваивает новый язык, нарастающее мастерство владения устной речью будет сопровождаться возрастанием способности звукоразличения. Хотя эти навыки могут развиваться в изоляции, наши результаты позволяют предположить, что когда вы учитесь говорить, вы попутно обучаетесь слышать и понимать речь других людей".
Отчёт об исследовании опубликован в PNAS
|