Даже малыши знают: если под предметом нет опоры, он упадёт. Висящий в воздухе без видимой поддержки предмет – противоестественен. Но очевидно ли это для животных? Умеют ли братья наши меньшие распознавать ситуацию, противоречащую "принципу опоры" или будут воспринимать её как данность? Делают ли они из наблюдений обобщающие выводы?
Чтобы ответить на все эти вопросы, зоологи Кристофер Бёрд (Christopher Bird) из университета Кембриджа и Натан Эмери (Nathan Emery) из университета Королевы Марии в Лондоне поставили эксперимент на грачах. Биологи воспользовались тем, что птахи эти от природы любопытны и их легко привлекает "замочная скважина" (любое небольшое отверстие или щель), в которую пернатые тут же заглядывают.
В опыте напротив такого отверстия был размещён дисплей. На нём учёные демонстрировали птицам снимки с небольшими предметами на столе. Кадры делились на "возможные" и "невозможные". В первом случае вещицы лежали на поверхности столешницы, во втором — парили над ней или даже рядом со столом, порой слегка касаясь его краем.
Ответ птиц на такой стимул определялся по времени разглядывания картинки (велась видеосъёмка). В предыдущих аналогичных экспериментах учёные показали, что младенцы дольше задерживают взгляд именно на "невозможных" картинках (косвенно это говорит об осознании неправильности ситуации). И схожая реакция была обнаружена у шимпанзе.
Так вот, выяснилось: при любых комбинациях изображений грачи задерживаются у "замочной скважины" в среднем на 50% дольше при разглядывании аномальных картинок, в сравнении с теми сценами, где предметы покоились на столе.
Дети развивают такую реакцию в шестимесячном возрасте — сравнивают биологи свой результат с данными предыдущих исследований. Более того, кое в чём грачи превзошли даже шимпанзе. Обезьяны распознавали аномалию, только если предметы парили над столешницей, но отказывались признавать нарушение законов физики, если на снимке вещица левитировала, касаясь своим боком краешка стола.
|