В последнее время все больше внимания уделяется проблемам детей психически больных родителей. На специальных курсах при службах психического здоровья таких детей учат, как относиться к существующим проблемам. Но само посещение подобного курса они нередко воспринимают как предательство.
Курсы
В Нидерландах почти при каждой службе психического здоровья круглый год работают профилактические курсы для детей психически больных родителей. Отдельные курсы организованы для самых разных возрастных категорий. Попасть на них можно через региональную амбулаторно-поликлиническую службу психического здоровья. Для этого следует позвонить по телефону в отдел профилактики соответствующей региональной службы. Родители, страдающие психическими заболеваниями, тоже могут посещать курсы – для них есть курс воспитания детей. Все курсы для детей бесплатны. С взрослых в некоторых случаях просят символическую плату – с тем, чтобы обеспечить посещение занятий. Продолжительность курсов в разных заведениях разная. Некоторые состоят из восьми встреч, другие группы предполагают сопровождение ребенка на протяжении года и более. Есть и специальные сайты в интернете. На них ребенок может анонимно пройти курс, там можно поговорить в чате с другими детьми с подобными проблемами, а также со специалистом. Помимо этого, на сайтах содержится информация о болезни родителей и советы относительно того, как себя вести в определенных обстоятельствах. Есть сайт, на котором родители с психическими проблемами или зависимостями могут анонимно задать вопрос специалисту или пройти курс по воспитанию детей. Там же выставлена информация о возможных последствиях болезни родителя для ребенка, и даны рекомендации, как избежать этих неблагоприятных последствий.
Х Х Х
Сюзан 19 лет, но она давно ведет себя как ответственный взрослый человек. Ей всегда надо все учитывать – чтобы не слишком поздно возвращаться домой, чтобы найти для встречи удобное время, чтобы одеться ''как следует''. Что бы она ни делала, она всегда принимает во внимание свою мать. И все равно никогда не бывает по-настоящему хорошо. ''Моя мать по мелочам дает вспышки гнева или страшно расстраивается. Никогда не знаешь, на что она среагирует в следующий раз''.
Мать Сюзан – психически больной человек. ''Она знает об этом, это связано с ее прошлым, но она не хочет лечиться'', - говорит Сюзан. ''По отношению к внешнему миру мы ведем себя так, как будто бы все в порядке''. В такой обстановке Сюзан выросла. ''Я думала, что так у всех''.
Все продолжалось по-старому, пока полтора года назад Сюзан не встретила молодого человека. ''У него дома все было по-другому. Каждый мог делать свой собственный выбор, все выслушивают мнения друг друга. В этот период я училась на медсестру, и у нас был курс психиатрии. Там я узнала то, что абсолютно относилось к моей матери. И тогда я поняла: того, что происходит в моем доме, быть не должно''.
Именно поэтому сейчас Сюзан раз в неделю ходит в службу психического здоровья ''Элиос'' города Дордрехта. Не для матери – для себя. Сюзан относится к детям родителей с психическими проблемами (т.н. РПП-дети). По данным Тримбос-института (экспертный научный институт психического здоровья и зависимостей), сейчас в Нидерландах насчитывается 1,6 млн. детей в возрасте до 22 лет, у которых один или оба родителя имеют диагноз психического расстройства.
Согласно результатам исследования Тримбос-института, у таких детей, как Сюзан, вероятность развития психического расстройства составляет 50%, а это в полтора раза выше, чем у других детей. Для детей, у которых оба родителя имеют психические проблемы, вероятность возникновения психического расстройства составляет 66%. Отчасти это определяется наследственными факторами, а отчасти условиями воспитания и средой, в которой растет ребенок.
С 2004 года службы психического здоровья вынесли профилактическую работу с РПП-детьми в приоритетные направления своей деятельности. По всей стране предлагаются самые разные курсы: для родителей с младенцами, для детей младшего возраста, для семей с детьми младшего возраста, для подростков, для подростков старше 16 лет (как Сюзан). Курсы призваны предотвратить возможное последующее попадание уже самих детей в систему психического здоровья.
Группа Сюзан на курсе в ''Элиос'' состоит из двух профессиональных сопровождающих из этой службы и пяти подростков из города Дордрехта и прилегающих окрестностей. У одного из них – отец с пограничным личностным расстройством, у другого – ''суицидальная'' мать, а второй родитель находится в тяжелой депрессии. Иногда родителей укладывают в психиатрическую больницу, а некоторым диагноз никогда не устанавливался, как в случае матери Сюзан. ''Хотя у нас разные жизненные обстоятельства, наши истории очень похожи друг на друга. Я, например, всегда думала, что мать плохо себя чувствует из-за меня. Я считала себя источником всех трудностей. На курсе выяснилось, что и другие считают точно так же. На примере других людей хорошо видно, что дело не в тебе''.
''Это своего рода контакт с людьми, имеющими те же проблемы, но с бóльшей пользой'', - говорит Сюзан о встречах во время курса. ''Вначале мы больше говорили о болезнях наших родителей. Теперь мы говорим о нас самих: как нам жить с этим дальше? Больше всего на свете я боюсь, что стану такой, как моя мать. Хочешь ли ты этого или нет, но твоя мать всегда является примером для тебя''.
Ринеке Клок откровенно говорит о пяти участниках курса: ''Если Ваш родитель психически болен, то велик риск возникновения психических проблем и у Вас''. Клок является одним из профессионалов, сопровождающих курс. Она показывает бумаги с длинным перечнем факторов риска. ''Если второй родитель не в состоянии обеспечить Вам необходимое воспитание, то это – фактор риска. ''Если дома болезнь взрослого – табу, то это тоже фактор риска. Чем моложе Вы, когда началась болезнь родителя, тем больше Вы уязвимы. Тогда болезнь родителя в большей мере сказывается на Вашем развитии''.
''Можете смотреть на это, как на своеобразные весы'', - продолжает она. ''На одной чаше – факторы риска, а на другой – защитные факторы. На них можете повлиять Вы сами, их можно усилить. Очень важным факторов является социальная поддержка''. Чтобы начать разговор на эту тему, Клок предлагает ''тихую дискуссию''. На больших листах бумаги она пишет ряд утверждений, а участники курса под каждым из утверждений пишут цветными фломастерами свой комментарий. Помимо этого, каждый из участников должен нарисовать схему своих социальных контактов: он в центре, а вокруг люди, от которых он получает поддержку.
''Поиск поддержки означает, что ты сам не в состоянии справиться с проблемой'' написал цветным фломастером один из участников курса. Клок оглядывает группу. ''Почему это так трудно?''. ''Если ребенок маленький, и он чем-то расстроен, то его первая реакция – пойти к маме, '' – говорит Анна (24 года). Мать Анны страдает депрессией, наносит самоповреждения и время от времени предпринимает попытку покончить с собой. ''Но ты быстро понимаешь, что мать тебе помочь не может. Просто не в состоянии. Но если ты покажешь свою уязвимость, то тебя жестко атакуют. Так что привыкаешь все проблемы решать самостоятельно,'' – кивает Сюзан. ''Если я покажу своему приятелю мое уязвимое место, то я это сразу же почувствую. Потому что это что-то новое. Я никогда этого не делаю, потому что люди могут этим воспользоваться, '' – продолжает она.
Дети психически больных родителей подчас испытывают в ходе воспитания чувство эмоциональной незащищенности, отмечает Paula Speetjens из Тримбос-института (Нидерландский институт психического здоровья и зависимостей – прим. перев.). Speetjens – научный работник, и она занимается психическими проблемами подростов и оказанием помощи этой группе. ''В таких семьях каждый день разный. Один день мать целый день лежит в постели, а на другой день она гиперактивна, и ребенку все разрешается. Такая непредсказуемость в поведении запутывает ребенка. Он никогда не знает, как его примет родитель, в то время как такая уверенность очень важна в ходе его развития''.
Если дети понимают, почему их родители так себя ведут, это им помогает. ''Они должны осознать, что их родители не ''нормальны'', - продолжает Ринеке Клок. На курсе Феликс (25 лет) демонстрирует всем свою схему социальных контактов. ''Я должен заново познакомиться с людьми из моего прошлого, '' – говорит он. ''Я знал этих людей с описаний моей матери. Им не следовало доверять, или они были ''странными'', или ''нехорошими людьми''. Со многими людьми, в том числе, родственниками, у меня плохие ассоциации. Теперь, когда я сам узнаю их, все выглядит совсем иначе''.
''Таким людям, как Феликс, подобный курс нужен был намного раньше,'' – говорит Клок. Она работает не только с молодежью старше 16 лет, но также с группами младших подростков, а также детьми младшего школьного возраста (4-7 лет – прим. перев.). ''Чем моложе – тем лучше. Если ребенку в младшем возрасте в ходе игры давать подсказки, как справляться с трудными ситуациями, то это намного облегчает их жизнь''.
Так, например, многие дети младшего возраста никогда не осмеливаются пригласить своего приятеля к себе домой, потому что им стыдно. Клок: ''Мальчик из младшей группы подсказал очень хороший выход. Когда он приглашает приятеля к себе домой, он заранее говорит ''Моя мама немного приболела, поэтому она может быть не очень в настроении. В том числе, сейчас''. И потом он мог спокойно играть, потому что он себя отчасти защитил. На курсе дети не только узнают, что их родитель болен, но также что это означает. Их учат управляться с болезнью. С подсказками от специалистов и других участников курса они могут усилить свои ''защитные факторы'', в частности, расширить свою социальную сеть и осмелиться обращаться за помощью.
Добраться до таких детей – трудная задача для служб психического здоровья. По последним данным Тримбос-института, в 2007 году такие курсы посетили более пяти тысяч детей. Это лишь верхушка айсберга из 1,6 миллиона детей, родители которых страдают психическими заболеваниями. ''Многим родителям трудно признать себя больными. Еще труднее принять, что твоя болезнь влияет на твоих детей'', - говорит Клок. ''Сами дети иногда не согласны с тем, что их родитель ''болен''. Они считают, что у них в доме все нормально. К тому же они очень лояльны по отношению к своим родителям. Сам факт посещения курсов может восприниматься ими как предательство''.
Сюзан сама обратилась по поводу курсов, не ставя родителей в известность. Встречи потребовали от нее напряжения. ''Я никогда в жизни не обсуждала так подробно свои домашние проблемы. Это затрагивает очень глубоко. У меня потом всю неделю болела голова. И, тем не менее, это было огромным облегчением. Ситуация дома зашла настолько далеко, что я уже ничего не могла выносить от матери. Но это моя мать. Я надеюсь, что я научусь на курсе делать собственный выбор, не задевая при этом ее. На самом деле я уже работаю над своими проблемами, и без помощи психиатра. Потому что я - человек психически здоровый''.
По материалам: Op je hoede zijn voor je moeder . – De Volkskrant, 04.08.09, p. 12.
|