Профессор клинической генетики реагирует на предложение Амстердамского горсовета запретить браки между двоюродными братьями и сестрами.
Амстердамский законоблюститель Лодевик Асшер хочет запретить браки между двоюродными братьями и сестрами. По его мнению, это мешает интеграции. К тому же, от этих браков, которые заключаются в основном среди лиц марокканского и турецкого происхождения, рождается много умственно отсталых детей. Прав ли г-н Асшер?
Профессор клинической генетики Leo ten Kate участвует в исследовательском проекте ''Родственники и риски'' Свободного университета Амстердама. Ученые разработали методы для определения того, какие партнеры, состоящие в родственных отношениях, совместно создают высокий риск для рождения ребенка с наследственными отклонениями, а также каков риск в целом.
- В чем суть проблемы?
''В браках двоюродных братьев и сестер чаще отмечаются аутосомные рецессивные болезни. При этом оба родителя являются носителями наследственной предрасположенности, а сами они этим расстройством не страдают. Если дефект переходит к ребенку как от отца, так и от матери, он получит двойную ''порцию'' и заболевает. У детей таких родителей вероятность развития заболевания составляет 25%.
- У всех ли детей от браков двоюродных братьев и сестер одинаковый риск заболеть?
''Нет. В среднем вероятность развития наследственных заболеваний в таких семьях на 2% выше, чем в семьях, где супруги не состоят в родственных связях. Это означает, что 8% родителей являются носителями определенного гена болезни, а 92% не несут в себе опасности. Если получится выявить эти 8%, то можно обеспечить для них надлежащее просвещение и решить проблемы каким-то образом.
- Может ли проявиться кумулятивный эффект, если люди вступают в брак исключительно в кругу своей расширенной семьи?
Вероятность присутствия у родственника идентичной ДНК возрастает по мере наличия общих предков. Существует специальный коэффициент, который позволяет рассчитать подобный риск. Именно поэтому мы пытаемся отобразить все родственные связи на генеалогическом дереве. Но это случается далеко не всегда.
- Действительно ли в браках между двоюродными братьями и сестрами рождается больше умственно отсталых детей?
''Умственная отсталость – дело очень сложное, и она может быть следствием самых разных расстройств; у нее могут быть сотни разных причин. Самые распространенные формы интеллектуальной недостаточности обусловлены синдромом Дауна и синдромом ломкой (фрагильной) Х-хромосомы. Оба отклонения никак не связаны с родственными связями родителей''.
- Можно ли сравнить браки между двоюродными братьями и сестрами с браками в небольшом закрытом сообществе?
''В подобных сообществах мы имеем дело со скрытыми родственными связями. В Нидерландах существуют определенные места, в которых распространенность определенных заболеваний оказывается выше, чем в других регионах. Это связано с тем, что когда-то в этом регионе произошла мутация гена – т.н. ''эффект основателя''.
Этот эффект впоследствии усилился, потому что жители сообщества вступали в брак друг с другом''.
- С чем можно сравнить риски близкородственных браков?
''Сопоставимый риск отмечается прежде всего среди немолодых матерей, которые курят, употребляют алкоголь или наркотики в больших количествах. Или же среди родителей, у которых уже есть один ребенок с аутосомным рецессивным наследственным отклонением. Для них этот риск очень высок – вероятность рождения ребенка с таким же расстройством составляет 25%.
- Какие оптимальные способы управления рисками можно предложить?
''Чрезвычайно важно организовать просвещение до зачатия, чтобы люди знали, какие у них факторы риска и какой эффект они могут произвести. Возьмите, например, употребление фолиевой кислоты для профилактики серьезных аномалий у новорожденных. Лишь половина беременных женщин принимают фолиевую кислоту''.
''Группы с низким социально-экономическим статусом и мигранты продолжают сильно отставать в плане здоровья. Поэтому у них чаще появляются больные дети''.
''Во многих случаях заболевания не являются следствием родственным связей родителей, а обусловлены неправильным питанием, неправильным образом жизни, и недостатком медицинской информации и помощи''.
По материалам:
‘Neef-nichthuwelijk is een risico’. – De Volkskrant, 29.04.09, p. 3.
|