Госдума в третьем чтении приняла проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", защищающий несовершеннолетних от информации, которая наносит вред их здоровью. Речь идет о печатной, аудио- и видеопродукции, содержащей рекламу алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию и антиобщественное поведение. Суть поправки заключается в том, что если ранее, например, смотреть рекламу алкогольной продукции не рекомендовалось детям до 16 лет, то теперь эти ограничения распространяются на лиц до 18 лет.
Подобные ограничения содержатся и в проекте федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который внесен в Госдуму РФ. В нем вводятся понятие "универсальной" продукции, которую могут потреблять граждане любых возрастных категорий, а также категории "до шести лет", "с шести лет", "с 12 лет", "с 16 лет" и "с 18 лет". Так, начиная с шести лет дети могут смотреть передачи о различных заболеваниях, несчастных случаях и катастрофах, но "без демонстрации последствий, которые могут вызвать у них страх и панику" и др. С 12 лет допускается показ насилия, но "с обязательным выражением сострадания к жертвам". Кроме того, не исключается и употребление бранных слов, "оправданных сюжетом". А с 16 лет, считают разработчики законопроекта, подростки вправе смотреть любовные сцены, не носящие сексуальных характер. Планируется, что знак возрастной категории в печатных изданиях будут наносить на первую страницу или титульный лист издания. В случае с телепрограммами он должен транслироваться не менее трех минут с начала передачи.
По мнению руководителя Региональной общественной организации "Право ребенка" Бориса Альтшулера, данный закон – "это своего рода протокол о намерениях". "В законопроекте не прописано никаких процедур исполнения этого контроля. Есть отсылочная норма о том, что правительство должно назначить уполномоченный орган, который будет осуществлять экспертизу", - подчеркнул эксперт. В большинстве цивилизованных стран такого рода контроль за СМИ существует давно, но он не осуществляется правительством. Этим занимаются независимые органы, добавил Б. Альтшулер.
Правозащитник считает, что в документе есть "масса художественно значимых слов, не имеющих юридического смысла". "Все отдается на исполнение правоприменителя, что ведет к неисполнению закона", - отметил Альтшулер.
Он также отметил "странную вещь": наряду с необходимостью защищать нравственное здоровье несовершеннолетних и др. в законопроекте не сказано ничего о создании информационного пространства, "дружественного детям".
Создание этих законопроектов, а также инициатив депутатов о продаже алкогольной продукции с 21 года и др., президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", член Общественной палаты РФ Олег Зыков назвал "популизмом". "Если мы не будем обсуждать ключевую проблему создания защиты прав детей, в основе которой лежит ювенальная юстиция, то все эти законодательные инициативы не будут иметь никакого отношения к реальной жизни", - считает он. "Пока не будет механизма рассмотрения судьбы конкретного ребенка, находящего в конкретной жизненной ситуации, когда нарушаются его права на защиту от негативной информации, все будет демагогией", - уверен Зыков. По его мнению, нельзя декларировать правила, не имея представления о том, как и кем они будут исполняться. "Любые запреты предполагают понимание, как они реализуются, а в стране, где нет системы защиты прав детей, они исполняться не будут", - считает эксперт.
|