Уже несколько десятилетий учёные пытаются понять, как животным удаётся почуять вроде бы ещё не проявившую себя болезнь. И вот группа нейрогенетиков под руководством Ивана Родригеса (Ivan Rodriguez) из университета Женевы рапортует о том, что удалось обнаружить рецепторы, которые сигнализируют мышам о наличии бактерий и вирусов вокруг.
Известно множество случаев предсказания и лечения болезни домашними и дикими животными. Их часто рассказывают владельцы кошек и собак.
Уже проведена не одна сотня экспериментов, и доказано наличие "нюха на болезнь" у крыс и мышей. Достоверно известно, что здоровые животные избегают общения с больными сородичами (заодно повышая иммунитет потомства).
Ранее учёным удалось обнаружить у мышей особые обонятельные рецепторы, которые воспринимают не только запахи еды, но и, к примеру, запах опасности.
Родригес и его коллеги задались вопросом: есть ли у животных какие-то дополнительные чувствительные элементы, определяющие химические соединения, которые сигнализируют о болезни?
Учёные исследовали геном мыши и обнаружили пять генов, кодирующих белки дополнительных рецепторов обонятельной системы. Все "новички" принадлежали к известному семейству белков, называемых формил-пептидными рецепторами (formyl peptide receptor — FPR).
Эти рецепторы помогают иммунной системе "вылавливать" по горячим химическим следам попадающие в кровь патогены. Возможно, найденные чувствительные элементы выполняют схожую функцию, решили учёные, только патогены они "ищут" во внешней среде вне тела хозяина или же на другой особи.
Чтобы удостовериться в своих предположениях, Родригес и его команда провели несложный лабораторный эксперимент (подробности ищите в статье авторов в журнале Nature). Выяснилось, что некоторые соединения, сопутствующие болезни, действительно вызывают реакцию нейронов.
Далее учёные исследовали мозг мышей. Оказалось, что FPR расположились в той его части, которая отвечает за восприятие феромонов и напрямую связана с миндалевидным телом, формирующим эмоции.
"Это многое объясняет: когда мышь чувствует партнёра или же опасность (болезнь), ей необходимо действовать быстро", — рассуждает Иван.
Нейрогенетики также исследовали крыс и песчанок: всё то же самое было обнаружено и у них. Однако человек, скорее всего, не обладает подобной системой распознавания болезни (кроме той её части, что связана с иммунной системой).
Родригес считает, что когда-нибудь данные рецепторы можно будет "вживить" в электронный нос. "Конечно, он не сможет сказать, чем болен человек или животное, но болен или нет – установит с достаточной точностью ", — говорит Иван.
|