Требование о создании безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями содержится в законе "О социальной защите инвалидов", принятом еще в 1995 году, однако меры по созданию условий для безбарьерной среды и развития инклюзивного образования стали принимать только недавно. Об этом сообщила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Минобрнауки РФ Алина Левитская в ходе конференции "Инклюзивные процессы в современном образовании". По ее словам, в законе содержатся такие требования, как наличие специальных образовательных программ, подготовка педагогов для работы с детьми-инвалидами, а также создание атмосферы толерантности к людям с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения. На данный момент фактически завершена подготовка нормативных актов по дистационному образованию для инвалидов. По мнению А. Левитской, переводить детей-инвалидов в обычные образовательные учреждения без создания соответствующей инфраструктуры и подготовки специалистов нельзя. "Инклюзия ради инклюзии недопустима", - считает чиновник.
В ходе конференции также был представлен российский и международный опыт внедрения инклюзивного образования. Начальник Центрального окружного управления образования Москвы Вера Лопатина рассказала о проекте "Стрижи". Он предполагает совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. По словам В. Лопатиной, проект объединяет 47 общеобразовательных школ, в которых обучается 400 детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование осуществляется в детском саду, далее ребенок поступает либо в общеобразовательное учреждение, либо в учреждение дополнительного образования в зависимости от своих способностей. При этом каждого ребенка сопровождают специалисты психолого-медико социального центра. Данный проект поддерживает Детский фонд ООН (UNICEF).
|