Главная » 2009 » Февраль » 27 » Оптимистами не становятся, а рождаются
Оптимистами не становятся, а рождаются
Широко известно, что серотонин — гормон и химический передатчик импульсов между нервными клетками — оказывает значительное влияние на самочувствие и настроение человека; в частности, снижение уровня серотонина в мозгу приводит к депрессивным состояниям и тяжелым формам мигрени. Действие этого гормона определяется геном-переносчиком серотонина SLC6A4.
В 1996 году ученые идентифицировали три разные вариации промоторного участка (5-HTTLPR) указанного гена; оказалось, что носители так называемой «короткой» разновидности более склонны к суициду и развитию депрессии (см. публикацию в журнале Science за июль 2003 года).
Группа исследователей из Эссексского университета (Англия), возглавляемая Элейн Фокс (Elaine Fox), на опыте доказала справедливость выводов коллег. В своей работе британские специалисты опирались на следующий факт: люди, обнаруживающие повышенный интерес к условно опасным внешним раздражителям, оказываются более уязвимы в эмоциональном плане, чем те, кто подсознательно старается избегать «неприятной» информации.
Для эксперимента были отобраны 97 участников и 80 изображений из специализированной базы International Affective Picture System (изображения разделены на три группы: 20 «отрицательных», внушающих страх или неприязнь, 20 «положительных», вызывающих симпатию, и 40 «нейтральных»). Волонтеров усаживали перед монитором, в центре которого на непродолжительное время появлялся крест; на нем испытуемым предлагалось сосредоточить свое внимание. Затем на экран выводились два изображения: одно — эмоционально окрашенное, другое — условно нейтральное. Далее на месте какой-либо из иллюстраций высвечивались две точки, размещенные горизонтально или вертикально, а участники эксперимента должны были нажатием на соответствующую кнопку указать, на какой половине экрана эти точки появились. Задержка — время, прошедшее до нажатия, — автоматически измерялась компьютером; на экран вновь выводился крест, и цикл повторялся. По величине задержки можно сделать вывод о том, каким изображениям человек уделяет больше внимания.
По итогам эксперимента исследователи рассчитали интегральные показатели «положительного» и «отрицательного» смещения внимания (поясним на примере отрицательного смещения: для вычисления необходимо вычесть из среднего времени реакции в тех случаях, когда точки появляются на месте нейтрального изображения, среднее время реакции в опытах, когда точки занимают место картинки негативного характера) для носителей каждого из трех вариантов 5-HTTLPR. Полученные результаты представлены на иллюстрации.
Как нетрудно заметить, те 16 участников эксперимента, у которых была зарегистрирована «длинная» разновидность 5-HTTLPR (LL), продемонстрировали тягу к красивым изображениям и, напротив, избегали устрашающих. Две группы испытуемых с «короткими» вариантами промоторного участка гена показали прямо противоположные результаты. «Мы доказали, что предопределенное генами стремление не обращать внимание на неприятные стороны жизни — это фундаментальный механизм, позволяющий человеку противостоять стрессам», — заключают авторы исследования.
Отчет ученых вскоре будет опубликован в журнале Proceedings of the Royal Society B; впрочем, его полную версию уже сейчас можно скачать с сайта издания.
Подготовлено по материалам PhysOrg