Профессор Dick Swaab – один из 'ключевых' выступающих на ближайшем конгрессе Нидерландского общества психиатрии, который состоится в апреле 2009 в Гронингене. Он подчеркивает, что суть нашего характера уже закреплена в нашем мозге с периода беременности.
Нет, один мозг не похож на другой – в этом Dick Swaab, профессор нейробиологии Медицинского центра Амстердамского университета убежден, как никто другой. ''Половые различия в головном мозге закладываются еще в утробе матери, потому что плод мужского пола во второй половине беременности производит большое количество тестостерона, и это будет влиять на формирование его головного мозга. Это означает, что изначально существуют структурные и функциональные различия между мозгом мужчин и мозгом женщин. И это имеет последствия для таких аспектов как гендерная идентичность и сексуальная ориентация, а также для агрессии, импульсивности и риска таких психиатрических расстройств, как депрессия и расстройства пищевого поведения. Депрессия в два раза чаще встречается у женщин. А у мужчин, наоборот, значительно чаще проблемы с агрессией, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и дислексия.
Функция и структура индивидуального мозга лишь отчасти определяется генетикой, поясняет Swaab. Свое влияние привносят и факторы среды. ''Например, стресс матери во время беременности, ее курение или использование ей лекарственных препаратов''.
На структуру индивидуального мозга в равной степени влияют и внутренние процессы. ''Мозг состоит из сотен миллиардов клеток. Такую сложную сеть невозможно запрограммировать генетически, и никуда не деться от фактора случайности. Например, клетки мозга конкурируют между собой за перенос факторов роста к другим клеточным телам. В этом случае мы сталкиваемся с ''нейронным дарвинизмом''. Если одна клетка установит необходимый контакт быстрее, чем другая, то последняя отмирает. Это чистая случайность, но она тоже влияет на формирование нашего мозга. Именно поэтому даже у однояйцевых близнецов отмечаются такие различия в поведении, хотя с точки зрения генетики они идентичны''.
Половое влечение
В ходе своих рассуждений Swaab подводит к мысли, что многое в нашем мозге уже заранее запрограммировано. ''Суть в том, что бОльшая часть уже заложена. А это значит, что в смысле лечения наши возможности не так велики, как мы подчас думаем. И это не пессимистическая позиция. Это – реальность. Раньше гомосексуальность считалась результатом свободного волеизъявления. То есть, захотел и сделал. Уже на протяжении многих лет как только гомосексуалов не лечили – вплоть до электрошока, - и все с целью изменить их поведение. Но это бессмысленно, потому что так заложено природой.
Или возьмите педофила. Он навсегда останется педофилом. Просто надо позаботиться о том, чтобы не помещать их в такую среду, которая будет способствовать проявлению их склонности. Т.е., грубо говоря, не надо ставить педофила во главе отряда скаутов''.
'Так что индивидуальный характер закладывается еще в утробе матери,'' – резюмирует Swaab. - ''Единственное, что можно сделать, так это попытаться сгладить наиболее болезненные и вредные 'углы'. Поэтому часто психиатрическое лечение заключается всего-навсего в том, чтобы научить человека жить таким, каков он есть. Естественно, следует продолжать поиск возможных способов лечения, но есть предел, который не обойти: один реагирует на тяжелые обстоятельства депрессией, а другой – нет, и здесь ничего поделать нельзя. И было бы хорошо, чтобы психиатры это осознавали''.
По материалам:
'Het individuele karakter is reeds in de baarmoeder vastgelegd’ – De Psychiater, 2009, Vol. 16, No. 1, p. 17.
|