Лекарство, традиционно используемое для лечения больных со слабым сердцем, показало неожиданный результат: оно помогло людям забыть приобретённые фобии и преодолеть посттравматический стресс.
Учёные давно пытаются найти лекарство, которое помогло бы человеку с нервными расстройствами побороть старые страхи.
Пока в современных клиниках применяют следующую методику: всё, что может вызвать приступ неприятных эмоций, предлагается больному в спокойной, умиротворённой обстановке. Со временем человек забывает о связи, ассоциациях, которые могут напомнить ему о неприятных событиях в его жизни. Однако такой способ не всегда помогает. И спустя годы вследствие какого-либо события страх к пациентам может вернуться.
Некоторые врачи начали искать физиологический подход к решению проблемы. Поначалу биологи обнаружили, что вещество пропранолол помогает животным "забыть" неприятные ассоциации. Затем появились публикации, предполагающие, что такое же воздействие оно имеет и на человека.
Проверить его действие решила группа специалистов под руководством Мерел Киндт (Merel Kindt) из университета Амстердама (UvA).
60 здоровых студентов усадили перед монитором, демонстрирующим фотографии пауков. Каждый раз при появлении на экране членистоногого человек ощущал удар током (не слишком болезненный, но всё же неприятный). Так людей приучили бояться картинки даже в отсутствие воздействия тока (реакцию измеряли по движению мышц, заставляющих моргать глаза).
Затем одной половине группы выдали пропранолол, а другой — плацебо. На второй и третий день эксперимент повторили. Выяснилось, что группа, принимавшая лекарство, проявляла гораздо меньший страх перед картинками. Это отчасти может свидетельствовать о том, что страх (память о связи картинки и удара током) при дальнейшем лечении уйдёт навсегда.
"Современными методами мы не можем точно зафиксировать тот факт, что фобия ушла, но она, несомненно, сильно уменьшилась", — говорит Киндт.
Как же действует пропранолол? Это вещество является β-адреноблокатором, он блокирует действие адренорецепторов обоих типов.
Когда человек находится в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью, в его кровь выбрасывается большая доза адреналина. Если какие-либо факторы вновь напоминают больному о прошлых неприятностях, выброс адреналина повторяется, а иногда реакция даже может усилиться.
В своей статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, учёные предполагают, что пропранолол снижает чувствительность миндалевидного тела к адреналину (соответственно, подавляет чувство страха). А значит, со временем он может "оборвать" связь между воспоминаниями и реакцией организма на них.
Впрочем, у этого исследования есть свои слабые стороны. К примеру, эксперименты проводились всего лишь в течение трёх дней. Некоторые специалисты считают, что перед началом работы над созданием лекарства для действительно тяжёлых пациентов необходимо провести более длительные испытания (хотя бы повторить эксперимент по прошествии нескольких недель).
Кроме того, как замечают другие научные группы, посттравматический стресс может проявляться в виде агрессии или чувства стыда, на которые команда Киндт не обратила никакого внимания. Необходимо выяснить, какое влияние пропранолол оказывает на них.
Мерел как раз собирается начать подобные испытания, а заодно провести сканирование мозга "пациентов".
Еще статья:
Пропранолол поможет избавиться от тревожных воспоминаний [20.02.2009 12:23]
16 февраля в журнале «Nature Neuroscience» были опубликованы результаты исследования, согласно которым блокатор β-адренорецепторов пропранолол может значительно ослаблять реакцию тревожности, связанную с травмирующими событиями, такими как, например, террористический акт или стихийное бедствие. Ведущий автор исследования Мерел Киндт (Merel Kindt) пояснила, что полученные данные могут иметь важное значение для понимания и лечения персистирующих (постоянных) и нескончаемых тревожных воспоминаний у тех пациентов, которые страдают от эмоциональных расстройств.
Так, голландскими учеными искусственно генерировались тревожные реакции у 60 добровольцев, которым демонстрировали изображения пауков и при этом ударяли невысокими разрядами электрического тока, таким образом создавая устойчивую негативную ассоциацию, после чего участники исследования были рандомизированы на 2 группы: получавших пропранолол и плацебо соответственно.
Спустя 24 ч участникам исследования снова демонстрировали изображения с пауками, а степень их ответной реакции оценивалась по тому, как часто они моргали. Результаты показали, что те, кто принимал пропранолол, испытывали значительно меньшую старт-реакцию (испуг) по сравнению с получавшими плацебо.
В дальнейшем М. Киндт планирует провести исследования с участием людей, страдающих фобиями.
Вместе с тем Дэниел Сокол (Daniel Sokol), лектор по медицинской этике в медицинской школе Св. Георга при Лондонском университете (St George’s Hospital Medical School, University of London), предостерегает относительно выводов. Устранение травматических воспоминаний, считает он, — это не удаление, к примеру, бородавки. В некоторых случаях это может иметь свои выгоды, но прежде чем устранить воспоминания, следует подумать над тем, какие последствия это повлечет и как скажется на человеке, обществе.
Джон Харрис (John Harris), профессор по биоэтике Манчестерского университета (University of Manchester), считает, что выгода в таком эффекте очевидна для тех, кто пережил психологическую травму, и каждый пациент вправе решать, желает ли он рискнуть и избавиться от тревожных воспоминаний или нет. Более того, подчеркивает Дж. Харрис, существует дилемма — смогут ли жертвы, желающие избавиться от тревожных воспоминаний, затем свидетельствовать против преступников. Точно так же, как и преступники или свидетели преступления под маской устранения травматических переживаний смогут избавиться от воспоминаний, что поможет им избежать необходимости свидетельствовать или отвечать за свои поступки.
|