На момент зарождения гомеопатии в конце 1700-х годов в медицине в основном применяли такие меры, как кровопускание и промывание кишечника путем использования слабительных и клизм, назначения весьма токсичных препаратов на основе тяжелых металлов (например ртути, мышьяка, золота) и ядовитых растений; сложных смесей, таких, например, как Theriacum Andromachi, или Венецианская патока, в состав которой входило до 64 компонентов, в том числе мед или патока, а также опиум, смирна, гвоздика и пр. (Griffin J.P., 2004). Такие меры зачастую ухудшали состояние больного, а иногда становились для него фатальными. Несмотря на то что такие подходы во времена С. Ганемана были очень популярны и широко практиковались, он сам не признавал их, поскольку считал нецелесообразными. Вместо этого он полагал, что лекарства в обычной дозировке только подавляют заболевание, но не излечивают его. Он также задумался и над тем, будет ли препарат по-прежнему оказывать свой эффект, если снизить его дозу, и до какого предела можно снижать дозировку препарата так, чтобы сохранялись его терапевтические свойства, но при этом нивелировались побочные эффекты.
Раздумывая над всеми этими и другими вопросами, а также проводя исследования, С. Ганеман впоследствии выдвинул несколько принципов гомеопатии, сформулированных им в книге «Органон врачебного искусства» (с 1810 по 1840 г. вышло 6 изданий), о которых речь пойдет ниже.
Вначале была хинная кора…
Переводя медицинский трактат шотландского врача и химика Уильяма Каллена (William Cullen), С. Ганеман скептически отнесся к идее автора о том, что хинная кора может помочь бороться с малярией. Это подтолкнуло его к тому, чтобы поставить опыт на самом себе, — он проглотил хинную кору, при этом отметив у себя явления, которыми характеризуются первые симптомы малярии — лихорадка, озноб, боль в суставах. Это натолкнуло его на мысль о том, что все эффективные препараты у здорового человека в большой дозе должны вызывать симптомы заболевания, которые этим препаратом можно излечить (в отличие от принципов лечения, применяемых в ортодоксальной медицине, когда для лечения боли применяют обезболивающие препараты, для лечения кашля — противокашлевые). Так, например, если кофе в высоких дозировках способен вызывать возбуждение, бессонницу и тахикардию, то для лечения заболеваний, сопровождающихся такими симптомами, применяют гомеопатический препарат Coffea. Впоследствии в «Органоне» С. Ганеман написал так: «Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелять».
Так родился главный постулат гомеопатии — принцип подобия.
|