Принятые в США новые правила для производителей лекарственных препаратов ограничили фармацевтическим компаниям возможности для продвижения своей продукции на рынок через медицинских работников. В частности, отныне запрещено поощрять врачей подарками и сувенирами.
Опубликованный в январе новый Этический кодекс поведения поддержали 40 фармацевтических компаний, сообщает The New York Times, отмечая, что введенные ограничения вряд ли подействуют: общие затраты отрасли на маркетинг через врачей достигают сегодня $1 млрд в год.
Принятие новых правил расценивается как рекламный ход, призванный вернуть доверие пациентов к врачам, небезосновательно подозреваемым в лоббизме. При этом кодекс оставляет производителям немало лазеек. Например, он позволяет оплачивать повышение квалификации врачей или обеспечивать угощение для презентаций.
Так, один из психиатров американского университета Эмори сейчас обвиняется в получении крупных гонораров от фармацевтической компании, которые он утаил от администрации вуза. Деньги медик получил в период своего руководства государственным исследованием препарата-антидепрессанта - продукта этой компании.
Еще три психиатра Гарвардского университета, работа которых стимулировала огромное увеличение назначений мощных нейролептиков у детей, также обвиняются в сокрытии доходов, полученных от фармпроизводителей.
Российские медики, опрошенные "Газетой", считают вручение сувениров фармкомпаниями обыденной практикой и подчеркивают, что она хоть и мешает рутинной работе врача, но в целом не влияет на медицинские назначения. Они также верят в то, что фармация основные ресурсы тратит на лоббирование руководителей медицинских направлений, и признают такую практику неэтичным, но неизбежным в нынешнее время злом.
Против формальностей выступает и ассоциация производителей. «Как правило, подобные этические кодексы являются документами исключительно декларативного характера, никак не гарантирующими соблюдение прописанных там правил, чему есть немало примеров и в международной, и в российской практике, - сказал корреспонденту «Газеты» исполнительный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. - Отчасти по этой причине в нашей ассоциации нет формализованного документа, но есть устные договоренности по правилам ведения бизнеса между входящими в нее предприятиями".
21.01.2009 / ИРИНА ВЛАСОВА Материал опубликован в "Газете" №9 от 22.01.2009г.
|