Хорошо известно, что материальное вознаграждение может определять сознательный выбор людей (да и других живых существ). Команда ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), возглавляемая адъюнкт-профессором Джоном Серенсесом (John Serences), решила проверить, насколько влиянию денег подвержены чувства человека, а конкретно — зрительное восприятие.
Исследователи поставили следующий опыт: добровольцам предлагалось выбирать между красными и зелеными объектами, ценность которых менялась по ходу эксперимента. За «правильный» выбор полагалась награда в десять центов, а за все время теста — при удачной игре — можно было получить десять долларов. Мозговая активность испытуемых регистрировалась методом функциональной магнитно-резонансной томографии.
Анализ собранной информации показал, что ожидание вознаграждения влияло на активность различных отделов головного мозга, в том числе и первичной зрительной коры, в функции которой входит распознавание основных черт объекта (пространственной ориентации, цвета и так далее). «Если ранее предмет приносил материальную выгоду, зрительная система его выделяла, — объясняет Джон Серенсес. — Денежные поощрения вносили свои коррективы в процесс обработки информации мозгом, причем это воздействие проявлялось на самых ранних стадиях».
По мнению г-на Серенсеса, дальнейшие исследования в этой области помогут ученым разобраться в механизме формирования различных вредных привычек и зависимостей. Возможно, отмечает ученый, на некоторых людей оказывает огромное воздействие сам вид наркотиков или сладкого.
Подготовлено по материалам Science Daily.
|