Любую семью в России можно считать потенциально кризисной в случае отсутствия критериев оценки ее неблагополучия, отметила руководитель Благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", член семейного совета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Елена Альшанская на пресс-конференции "Право ребенка на семью. Кто принимает решение?" в пресс-центре "МК" 11 ноября. Она сообщила, что помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в нашей стране базируется на их устройстве в семьи. Приоритетность семейного устройства определена Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "...ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение закреплено в ст.123 Семейного кодекса РФ. Однако основная нагрузка принятия решения относительно судьбы конкретного ребенка ложится на органы опеки и попечительства. По словам Е. Альшанской, причиной для изъятия ребенка из семьи является лишьмнение сотрудников органов опеки и попечительства, основанное на визуальных заключениях ("пустой холодильник", "разбросанные игрушки"). В то же время причина неблагополучия семей, как правило, заключается в сложной жизненной ситуации, которую могут помочь преодолеть службы, работающие с семьей. "В России должна быть выстроена работа с семьями, где действуют не бюрократы в лице органов опеки и попечительства, а специалисты: психологи, социальные педагоги и др.", - подчеркнула Альшанская. Помимо этого, законодательно функции по работе с принимающей семьей возложены на органы опеки и попечительства и государственные детские учреждения, где зачастую (тем более в органах опеки и попечительства) нет специалистов. Без их участияпроцесс раздачи детей в семьи – это русская рулетка, отметилаэксперт.
Как объяснила исполнительный директор РОО "Право ребенка" и руководитель программы "Право ребенка на семью" Эмма Огарышева, вступившим в силу с 1 сентября 2008 года ФЗ "Об опеке и попечительстве" было впервые введено понятие патронат. Однако в документе не было учтено профессиональное сопровождение семьи, которое предполагает "разделенную ответственность" за ребенка между детским домом, располагающим различными специалистами, необходимыми семье, и патронатными родителями. Сопровождение патронатной семьи было предусмотрено региональными законами "Об опеке и попечительстве". Теперь, когда вступил в силу новый закон, патронат фактически стал равным приемной семье (ответственность за ребенка лежит только на патронатном родителе и не делится, как ранее, с детским учреждением). Кроме того, в новом документе отсутствует понятие социальный патронат, что не позволяет на законодательном уровне вести работу с кровной кризисной семьей. Тем не менее, ожидается, что соответствующие положения будут приняты на уровне подзаконных актов Правительством РФ, отметила Э. Огарышева. Что касается положительных изменений, то эксперт отметила законодательное закрепление передачи полномочий по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Федерации от органов местного самоуправления. Такое решение связано со стремлением государства повысить эффективность деятельности органов опеки и попечительства, активизировать устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|