Слуховые галлюцинации – дело довольно частое, и нередко они оказываются устойчивы к самым разным терапевтическим подходам
Плюс ко всему, часть пациентов воспринимают свои голоса как доброжелательные или полезные, и не хотят от них избавиться. Д-р медицинских наук, психиатр и руководитель Поликлиники для пациентов с голосами при Медицинском центре Гронингенского университета Джек Йеннер (Jack Jenner) уже много лет ведет исследования пациентов со слуховыми галлюцинациями. Вместе с группой специалистов он разработал методику Направленной интегративной терапии галлюцинаций (НИТГ).
Недавно группа исследователей под руководством Jack Jenner опубликовала в нидерландском журнале Tijdschrift voor psychiatrie результаты исследования о распространенности ''полезных'' и доброжелательных слуховых галлюцинаций, и о том, как пациенты их переживают. Данные литературы, а также психиатрическая практика показывают, что некоторые пациенты отказываются от терапии или не соблюдают терапевтический режим, потому что опасаются, что пропадут ''позитивные'' голоса (которые всегда говорят что-то приятное) и/или ''полезные'' голоса (у которых просматривается отчетливая функция, но которые могут расцениваться как не очень приятные).
Исследование, выполненное на материале 342 (экс)-пациентов Поликлиники для пациентов с голосами, показывает, что такие доброжелательные или полезные голоса встречаются довольно часто. Среди пациентов, которые в конечном итоге ответили на вопросы исследователей, а это 131 пациент с разными психиатрическими диагнозами, 52% сообщили, что слышат ''позитивные'' голоса (N=68). O ‘'полезных'' голосах сообщили 40% (N=52) участников исследования. Доброжелательные и полезные голоса часто появляются вместе, но 19 пациентов сообщили, что слышали ''позитивные'', но не слышали ''полезных'' (т.е. дающих полезные практические советы – прим. перев.) голосов. Всего лишь 3% сообщили, что они слышали полезные, но не слышали доброжелательных голосов и 60 пациентов не слышали ни тех, ни других.
Важным результатом исследования является то, что значительная часть пациентов не хотела расставаться со своими ''позитивными'' или ''полезными'' голосами. Около 30% хотят сохранить свои позитивные голоса, и около 40% - хотят сохранить ''полезные'' голоса. При этом для пациентов важно, чтобы они получили контроль над голосами. Jenner: ''Все пациенты говорят одно и то же: если они будут управлять ''полезными'' голосами, они хотят их сохранить. Это значит, что возможная интервенция должна быть нацелена именно на это. У нас, например, был пациент, которому голоса говорили, что ему надо утром встать и одеться. Он воспринимал их как ''противные'', но в то же время понимал, что они ему помогали утром вставать. Мы вместе с ним думали, как научиться контролировать его галлюцинации, и разработали простой план: пациент ставит будильник на определенное время утром и говорит своему голосу, что нет необходимости его будить, потому что он сам планирует встать рано утром. Я вовсе не утверждаю, что его жизнь после этого превратилась в Рай, но прошлые симптомы его беспокоили меньше''.
Исследование, посвященное ''позитивным'' слуховым галлюцинациям, является частью большого исследования слуховых галлюцинаций, которое ведет Jenner уже с 1994 года и в рамках которого разработана методика ''направленной интегративной терапии галлюцинаций''(НИТГ). Данная терапия, которая, по мнению Jenner, еще в недостаточной мере применяется в Нидерландах, уже доказала, что она эффективнее в лечении слуховых галлюцинаций, чем стандартная терапия, направленная на лечение лежащего в основе страдания. ''Стандартное лечение очень в ограниченной мере влияет на слышание голосов,'' – говорит Jenner. ''Именно поэтому мы пытались разработать терапию, ориентированную на симптом. Ведь пациент страдает именно от симптомов''.
Поиск привел к разработке НИТГ, в рамках которой обычное лечение с помощью лекарственной терапии сочетается с ''заходом'' в реальность пациента (''Мы исходим из Вашей реальности''), и вместе с ним мы ищем мотивирующие стратегии и стратегии копинга. При этом подключается вся система реальности пациента. ''Уже и научные данные изучения результативности НИТГ, и данные исследования удовлетворенности показывают, что результаты НИТГ лучше, по сравнению с другими видами терапии. Качество жизни, социальное функционирование, степень контроля над голосами – улучшения во всех этих сферах более чем заметны. Это важно для пациента и для его окружения, потому что в конечном счете речь идет о субъективных переживаниях и страданиях''.
По материалам:
Stemmen de baas. – Mednet Magazine, 2007, No. 22, p. 25
|