Многие люди, занятые интеллектуальным трудом, нередко проводят долгие часы в поисках решения той или иной проблемы. Таких творческих мук можно легко избежать – достаточно всего лишь на несколько минут отвлечься от работы, утверждают психологи школы Келлогг при Северо-западном университете /США/, Университета Торонто /Канада/ и Radboud University /Нидерланды/.
Однако, по словам исследователей, отвлекаться на другие дела или развлечения во время умственной работы полезно только в том случае, если отдых сопровождается периодом сознательного мышления. Специалисты отметили, что постоянная умственная сосредоточенность может быть эффективной исключительно при решении лёгких проблем, а для сложных вопросов необходимо дать мозгу время и отдых.
Неврологи провели эксперимент для проверки своей гипотезы: в нём добровольцам предлагалось пройти тест, определяющий творческий потенциал личности. Цель теста заключалась в том, чтобы придумать к трём словам четвертое слово, объединяющее троицу по смыслу. Например, если три представленных слова были "сыр", "трава" и "глаза", то правильным ответом считалось добавление прилагательного "зелёный": сыр с плесенью, зелень травы и зелёный цвет глаз. В течение пяти минут после теста участникам предлагалось либо продолжать концентрировать мысли на разрешении задачи, либо пройти тест, совершенно не связанный с прежним заданием. После пятиминутного интервала обе группы участвовали в лексическом тесте: людям показывали несколько карточек со словами и надо было как можно быстрее указать на английские слова. Эти карточки содержали и ответы на предыдущие словесные задания, к которым участники возвращались под конец лексического теста.
Оказалось, что люди, которые отвлекались от составления четвёрки слов, быстрее и лучше проходили как творческий, так и лексический тесты. Согласно выводам учёных, наше сознание результативнее работает при принятии линейных, аналитических решений, а для сложных задач необходимо отвлечься от поставленной цели - тогда, в конечном счете, можно будет воскликнуть "Эврика!".
|