Американские эксперты Университета Джонса Хопкинса провели десятилетия, исследуя эффекты кофеина, и сделали вывод, что этикетки популярных энергетических напитков должны содержать предупредительную информацию о потенциальных рисках для здоровья потребителей. Содержание кофеина в энергетиках иногда десятикратно увеличено - это всё равно что выпить 14 канистр кока-колы, говорят специалисты. Не смотря на это, на многих банках и бутылках нет никаких данных о количестве кофеина и почти ни один производитель не включает предупреждения о риске для здоровья вещества, который в течение последних лет был убедительно доказан.
В Соединенных Штатах рынок изготовления подобных напитков составляет 5,4 биллиона долларов и ежегодно увеличивается на 55%. Рекламные кампании, направленные преимущественно на подростковую и молодёжную аудиторию, пестрят громкими сообщениями о стимулирующих и якобы способствующих производительности эффектах энергетиков. Медики убеждены, что без точной и понятной маркировки на энергетических напитках покупатели не в состоянии понять, сколько кофеина они пьют. По словам врачей, это всё равно что пить алкоголь из бутылки, не зная, что в ней – слабое пиво или виски. Они добавляют, что опьянение кофеином – признанный клинический синдром, включенный в Международную классификацию болезней ВОЗ. Расстройство включает признаки нервозности, повышенного беспокойства, неугомонности, бессонницы, желудочно-кишечных проблем, тахикардии, психомоторной агитации и в редких случаях даже приводит к летальному исходу.
Обычная бутылка колы объёмом в 340 граммов содержит приблизительно 35 миллиграммов кофеина, стандартная чашка кофе – 80-150 миллиграммов. Множество энергетиков продаются как "диетические дополнения", поэтому американская Администрация по контролю за продуктами и лекарствами не может применить к ним установленный предел уровней вещества в безалкогольных напитках. В то же время дозы кофеина в энергетиках варьируются от 50 до свыше 500 миллиграммов. Кроме того, некоторые энергетические напитки одним своим видом и названием пропагандируют употребление других сильных стимуляторов, как амфетамин и риталин, и даже наркотиков: так, напиток под названием "Удар" продаётся в пластиковых пакетиках, напоминающих кокаиновый порошок, а название энергетика "Кокаин" говорит само за себя.
|