Кого вам напоминает Mercedes? Или ВАЗ? В новом исследовании австрийских антропологов утверждается, что в каждом автомобиле мы ищем знакомые выражения лица и типажи – с помощью соответствующей программы, "прошитой" на подсознательном уровне.
Действительно, быстро оценить намерения противника – достаточно важная с эволюционной точки зрения вещь. Особенно когда речь идёт о Homo sapiens с его неисчерпаемой мимикой.
Ранее психологи уже выяснили, что решение о том, опасен или дружелюбен человек, принимается в течение всего лишь одной десятой секунды. Неудивительно: в прошлом от правильности мгновенного решения – убежать или остаться – зачастую зависела жизнь.
Другими словами, люди имеют слабость к оценке текущих обстоятельств по выражению лица. Но распространяется ли это правило на объекты неживой природы?
Карл Граммер (Karl Grammer) из Венского университета (Universität Wien) и его коллеги решили прояснить этот вопрос.
Учёные предложили 40 взрослым добровольцам – 20 мужчинам и 20 женщинам – ранжировать "передки" автомобилей по специальной шкале эмоций.
После этого полученные оценки сравнили с данными компьютерной модели, которая по усреднённым показателям выражений лиц человека определяла мужественность, женственность и эмоциональную наполненность того или иного авто.
Отчёт об этой работе опубликован в журнале Human Nature.
Выяснилось, что более 90% машин напоминали респондентам то или иное выражения лица. Фары обычно превращались в "глаза", а решётка радиатора в "рот" или в "нос". При этом субъективные впечатления в целом совпали с оценками компьютерной модели.
Добровольцы обоих полов предпочитали машины, которые ассоциировались с такими качествами, как "зрелый", "доминирующий", "маскулинный", "надменный" и "злой". В лидеры по этим показателям выбились топовые модели BMW и Chrysler 300C. А вот с "подчинением", "дружелюбностью" и "детскостью" респонденты связали Nissan New Micra, Volkswagen New Beetle и Kia Picanto. Они пользовались несравненно меньшей популярностью, но речь идёт именно о предпочтениях, а не о реальном покупательском выборе Почему же предметы, явно не обладающие собственной мимикой, мы всё равно воспринимаем "по-человечески"?
По мнению авторов исследования, это вызвано неким эволюционным "сбоем в программе". Приобретённые навыки распространились на непредназначенные для этого объекты, поскольку быстро оценить выражение лица более важно, чем рефлексировать по поводу того, стоит это делать или нет.
В дальнейшем австрийские антропологи планируют найти практическое применение своим наработкам и выяснить, как "эволюционные" предпочтения влияют на конечные решения покупателей автомобилей.
|